Текст: Наталья Соколова / РГ
Как готовились, репетировали, как шили декорации, костюмы, кого играли - об этом рассказывает совместный проект музея МХАТа и музея-заповедника "Абрамцево" "Мамонтов и Станиславский. Жизнь в искусстве", размещенный в интерьерах поленовской дачи в ста метрах от главного абрамцевского дома.
"У нас получился симбиоз, - рассказывает куратор выставки, замдиректора по научной работе музея-заповедника "Абрамцево" Елена Митрофанова. - Мы предоставили произведения Поленова, Васнецова - эскизы костюмов и декораций, а музей МХАТа - реквизит, подлинные костюмы, макеты спектаклей. Если Мамонтов-режиссер больше импровизировал, то Станиславский долго выстраивал будущий спектакль и делал подробнейшие записи, в том числе создавал макеты декораций. И все это мы показываем на поленовской даче, которая была построена вскоре после венчания двух художников - Василия Поленова и Натальи Якунчиковой в абрамцевской церкви".
Впервые будущий создатель МХАТа, режиссер и педагог Константин Станиславский (а тогда Костя Алексеев) увидел Савву Мамонтова в детской домашней постановке. Тот играл какого-то злого волшебника с бородой. Маленький Костя испугался, заплакал и убежал со спектакля. Так произошло их первое знакомство. Имение Мамонтова Абрамцево и имение Алексеевых Любимовка, которым владел отец Константина Сергеевича, находились недалеко друг от друга. Но между Алексеевыми и Мамонтовыми родство было не только географическое, но и кровное. Супруга Мамонтова Елизавета Григорьевна - двоюродная сестра Станиславского. О Любимовке на выставке напоминает мебельный гарнитур из усадьбы. На нем точно сиживали и Мамонтов, и Станиславский. Сама усадьба, расположенная недалеко от подмосковной станции Пушкино, уже более пятнадцати лет на реконструкции.
Театр знаменитого Мамонтовского кружка вырос из вечерних чтений (на выставке представлены карандашные зарисовки этих встреч Ильи Репина).
А Алексеевы сами попросили батюшку организовать домашний театр после того, как впервые побывали в цирке. Для этого к дому в Любимовке даже пришлось пристроить специальный театральный флигель.
Первый спектакль показали в московском доме Саввы Ивановича 31 декабря 1878 года: это были "живые картины" - маленькие сцены без слов в сопровождении музыки. Для создания спектаклей Савва Иванович приглашал выдающихся художников своего времени, у Алексеевых - декорации и костюмы делали сами. Станиславский вспоминал мамонтовские спектакли: "В одной из комнат расстилалось полотно для Василия Дмитриевича Поленова, и он со своим молодым помощником Коровиным готовил декорации своего акта. В другой комнате Илья Ефимович Репин со своим помощником Серовым писал другой акт. В третьей комнате работал Виктор Михайлович Васнецов, суетился Врубель… Где-то по углам репетировали, в кабинете стучали топоры: строили сцену, а в большой столовой с утра до вечера не сходили со стола самовар и угощение для всех участников спектакля".
К домашним постановкам готовились серьезнее, чем в профессиональных театрах. В то время существовало понятие "дежурных" декораций, которые кочевали из спектакля в спектакль - императорские театры экономили на реквизите. Зато Савва Мамонтов денег на постановки не жалел. Савва Великолепный немного писал, немного рисовал, лепил, пел и прекрасно считал деньги. Он дышал искусством, и без него Серебряный век был бы другим.
Для оперетты "Микадо" дом Алексеевых буквально превратился в маленькую Японию - старшие сестры Константина Сергеевича достали пьесу и костюмы, все домочадцы переоделись в кимоно, а в Любимовку позвали настоящих японцев учить манерам, этикету и языку.
Мамонтов писал пьесы сам (всего его перу принадлежит 20 произведений, сборник представлен на экспозиции), перерабатывал классические произведения и сам же ставил. Летом 1881 года в большом сенном сарае в Абрамцево поставили "Каморру" авторства Саввы Ивановича. Для веселой комедии из неаполитанской жизни Василий Поленов создал прекрасную декорацию с видом Везувия и даже сыграл роль мрачного старика, члена тайной преступной организации.
В успех "Снегурочки" Виктор Васнецов сначала не верил. "Писал я их, понятия не имея, как пишутся декорации, - говорил Васнецов. - До часу или двух ночи, бывало, пишешь и возишь малярной кистью по холсту… и сам не знаешь, что выйдет… Савва Иванович уж тут, взглянет ясным соколиным оком, скажет бодро: "А хорошо!" Спектакль был настолько хорош, что его ставили четыре раза. Эскизы костюмов к "Снегурочке" - сами по себе произведения искусства. Тут же практически автопортрет - Васнецов в роли Деда Мороза. Это была его первая и единственная роль в театре: от природы Виктор Михайлович был весьма застенчив, но, по словам художника, "вдохновляющий деспотизм дяди Саввы" победил. Кроме того, в "Снегурочке" Васнецов, собиравший народный костюм, одел весь хор и даже статистов в старинное русское платье. А за роль Берендея взялся неутомимый Савва.
Отдельный раздел проекта рассказывает о проектах Общества искусства и литературы, созданного Станиславским в 1888 году. В спектакле по Шекспиру "Много шума из ничего" Станиславский сыграл Бенедикта - одну из лучших своих ролей. Для постановки сшили два вида костюмов - более легкий вариант для репетиций и полное обмундирование для выхода на сцену. Костюмы для спектакля "Отелло", также поставленного Обществом, шили вручную с использованием золотого шитья (напомним, что Алексеевы владели своей золотоканительной фабрикой). Отелло, конечно, сыграл сам Константин Сергеевич. До создания МХАТа оставалось десять лет…
Оригинальный материал: rg.ru