САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Минпросвещения приняло решение об изменении формирования тем Итогового сочинения

С 2022/23 учебного года будет изменен подход к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения

ru.freepik.com
ru.freepik.com

Текст: ГодЛитературы.РФ

На сайте ФИПИ появилась информация об изменении подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения. Теперь они будут формироваться из закрытого банка тем: в предстоящем учебном году комплекты будут собираться из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.

Теперь будет даваться три тематических раздела и подразделы к ним:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

  • Внутренний мир человека и его личностные качества.
  • Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы
  • и выбор между добром и злом.
  • Познание человеком самого себя.
  • Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

  • Семья, род; семейные ценности и традиции.
  • Человек и общество.
  • Родина, государство, гражданская позиция человека.

3. Природа и культура в жизни человека

  • Природа и человек.
  • Наука и человек.
  • Искусство и человек.

Также опубликованы комментарии к тематическим разделам. Так, темы первого раздела "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" будут:

  • связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
  • нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
  • касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
  • позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
  • побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Темы второго раздела "Семья, общество, Отечество в жизни человека" будут:

  • связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
  • нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
  • касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
  • позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
  • побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Темы третьего раздела "Природа и культура в жизни человека" будут:

  • связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
  • нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
  • касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
  • позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
  • побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

В комплект тем итогового сочинения теперь включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью:

  • Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
  • Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
  • Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Т.е. комплект тем может выглядеть примерно таким образом:

  1. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
  2. Что вы вкладываете в понятие «счастье»?
  3. Семейные ценности и их место в жизни человека
  4. В чём может проявляться любовь к Отечеству?
  5. Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
  6. Чему человек может научиться у природы?