САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Творчество Алексея Иванова подняли на вершину

В Прикамье презентовали «В сердце пармы» — «Википедию» по созвучному роману в стиле «Игры престолов»

Фото из группы «Смотри что читаешь»  ВКонтакте
Фото из группы «Смотри что читаешь» ВКонтакте

Текст: Игорь Карнаухов

В городах Урала представили путеводитель «В сердце пармы», первый в серии «Путешествия с Алексеем Ивановым», основой для которого послужил роман «Сердце пармы», а также «Хребет России». Это второй случай после «Дебрей», когда на обложке стоит имя продюсера писателя Юлии Зайцевой.

Первая презентация состоялась на вершине горы Полюд в городе Красновишерске (Пермский край, 330 км от краевого центра). При этом авторская группа под водительством Зайцевой совершала восхождение на нее наряду с поклонниками прозаика, привлеченными в Красновишерск необычным замыслом не только со всего Прикамья, но и из Свердловской области, Тюмени, Москвы, Петербурга!

Не читали? Не важно!

На презентации в городе Сысерти (Свердловская область) присутствовал сам Алексей Викторович, определивший жанр книги как полноценный нон-фикшн, лишь выполненный в виде путеводителя.

Нет, это не буквальное следование сюжету «Сердца пармы» с показом на географической карте, где бушевали битвы и стояли капища; тем более, что романная география отличается от реальной.

– Нет ничего скучнее, чем высчитывать шаги Родиона Раскольникова на пути к дому старухи-процентщицы, – считает Зайцева. – Однако Иванов тот автор, у которого действие вымышленных сюжетов развивается на реальной местности. Работа над новым замыслом у него всегда начинается с экспедиции. За годы, что мы работаем вместе, я организовала их для него сто пятьдесят.

Нет, соратники прозаика задумали другое.

«Название «В сердце пармы» звучит как путеводитель внутри бестселлера, – пишут инициаторы проекта. – На деле же это не гид в «Сердце пармы» Алексея Иванова, а приглашение на месте разобраться в истории и географии последнего древнерусского княжества – Пермь Великая Чердынь. Эта книга <...> скорее актуальная «Википедия», объясняющая устройство современной России (ни больше ни меньше. – Прим. авт. «Года Литературы»)...»

«Не читали романа? Не важно! – восклицают Зайцева со товарищи (ибо у продюсера романиста были тут свои соавторы. – Ред.) в другом месте. – Нам и не нужно в книгу, мы едем смотреть загадочную северную землю, а эффектные картинки и реконструкции ушедших явлений из «Сердца пармы» мы вам подгрузим, в нужное время в нужном месте».

В поисках Золотой Бабы

И впрямь, на протяжении повествования роман цитируется то и дело. Яркие фрагменты из «Сердца пармы» обеспечивают «флэшбэки в XV столетие, когда сокровища добывали из могильных курганов, в сражениях бились верхом на лосях, одежду шили из рыбьей кожи, на капищах вместо агнцев к богам отправляли людей, но потом на пнях священных деревьев ставили церкви и уже в них приносили жертвы деревянным христам и... псоглавцам…»

Кстати, почему у коми Спаситель обрел вид деревянной фигуры, в то время как в местах, откуда приходили московское воинство и московские миссионеры, молились ему на иконе?.. Феномен пермских богов – традиционной пермской деревянной скульптуры, оказывается, прямо проистекает из насаждения христианства в глубоко языческих краях; местное население, вчера поклонявшееся идолам, не понимало, почему теперь нужно возносить молитвы выше, падая ниц перед рисованной доской... И вместо прежних истуканов воссели православные святые.

Авторы пересказывают и популярные легенды, например, о Золотой Бабе (она же Зар-Инь, она же Сорни-Най) – мифическом вогульском образе, воплощение которого ищут более пятисот лет несмотря на то, что доподлинно неизвестно, существовал ли такой в материальном виде;

о Подземном мамонте – шествием которого объясняли возникновение карстовых пустот под землей и невесть откуда бравшихся воронок в чистом поле;

о Чуди Белоглазой – опять же легендарном малорослом народе, который однажды сам себя целиком похоронил в подземельях, и другие полные тайн предания.

И вместе с тем в книге описаны реальные пять маршрутов, по которым любой желающий, запасшись томиком Иванова, может совершить путешествие на автомобиле, на плавсредствах и пешком. Из этих маршрутов последний, «Голливуд по-уральски», – по местам съёмок фильма «Сердце Пармы» (режиссер-постановщик Антон Мегердичев), снимавшегося в Пермском крае, который впервые показали в Москве в августе. Выход книги приурочен в том числе и к выходу картины на экран. Причем описание этих маршрутов содержит практически полезную информацию для тех, кто решит своими глазами увидеть места действия романа и то, что осталось за пределами страниц, – достопримечательности, их географические координаты, расчёт расстояний, заведения, рекомендуемые для ночлега и питания, и прочее.

В понятиях «Игры престолов»

Несколько портят впечатление от насыщенного фактическими данными текста отсылки к «Игре престолов»: «Урал был Вестеросом XV века, а Чердынь – его Винтерфеллом»… Понятно, почему авторы к ним прибегают, но не всегда это представляется оправданным.

Тираж 190-страничного тома – 3 тыс. экземпляров, и уже заказана допечатка.


3 сентября Юлия Зайцева будет представлять релиз на площадке Московской международной книжной ярмарки.

8 сентября, по планам команды инициаторов, презентация состоится в Екатеринбурге в аудитории «Ельцин-центра». Начало в 19 часов по местному времени, вход свободный, по регистрации. Кстати, тут обещают и самого Алексея Иванова.


Второй в серии путеводитель, «Железный пояс», посвященный «Горнозаводской цивилизации», находится на выходе из печати. Уже известно, что будет и третий релиз – «За золотом бунта».