САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Погром сверху

Назначен-снят-расстрелян: тернистый путь кураторов советской литературы

Похороны Горького. Сталин и Молотов несут урну с прахом писателя к Кремлевской стене / rg.ru
Похороны Горького. Сталин и Молотов несут урну с прахом писателя к Кремлевской стене / rg.ru

Текст: Леонид Радзиховский/РГ

Максим Горький умер 18 июня 1936-го. Очень своевременная смерть: работа над первым процессом, где одним из главных обвиняемых был Каменев - человек, близкий Горькому, - была в самом разгаре, суд начнется 19 августа 1936-го. А дальше - 1937-й...

Но вот в ССП СССР, где Алексей Максимович числился "председателем правления", не изменилось ничего. Горький с самого начала реально очень мало занимался делами Союза, все решал Секретариат. Председателем (точнее - зиц-председателем) правления ССП в 1936-м стал Алексей Толстой - он в реальные дела Союза лез еще меньше, чем Горький.

После Съезда писателей (сентябрь 1934-го) первым секретарем правления был партийный чиновник А. Щербаков, не имевший к изящной словесности вообще никакого отношения. В мае 1936-го он вернулся на партработу, откуда его невесть зачем на два года бросили на Союз писателей.

С мая 1936-го по 1938-й ответственным секретарем правления, который вел всю работу и отвечал перед ЦК и НКВД за дела ССП, стал Вл. Ставский.

Чем, собственно, должен заниматься Союз писателей и его руководители?

Публикации, определение тиражей книг. С 1934-го существовало издательство "Советский писатель", в 1938-м оно формально подчинено ССП, но фактически с первого дня работало под его контролем, без решения Союза писателей издавать книги не решилось бы. Решение бытовых вопросов писателей. Этим занимался Литфонд, но и он полностью подчинялся Союзу. Прием в члены Союза, исключения, разбор персональных дел. Пересказ указаний ЦК ВКП (б) широким писательским массам. Разбор и организация вечных склок писателей, их кляуз. Заседания, совещания, "недели советской литературы" в разных республиках...

Такова неизменная повестка - с 1934-го по 1991-й. Но в 1936-1938-м была еще одна важнейшая линия работы: разоблачение врагов народа, "троцкистских двурушников", "волков в овечьей шкуре, которые свили осиное гнездо" в разных редакциях... Эта творческая работа шла в двух направлениях. Явно: на собраниях писателей изобличали врагов, организовывали коллективные письма "взбесившихся собак - расстрелять!", а скрыто - "совершенно секретные" сообщения руководства ССП в НКВД, "материал", который они посылали с просьбой "решить вопрос" с тем или иным писателем. По законам замкнутых бюрократических систем сами эти доносы обычно писались не "самотеком", на свой страх и риск, а ровно наоборот: чекист, курировавший ССП, приказывал руководству Союза обратиться к нему с "предложением" по тому писателю, который уже находился в оперативной разработке. В 1937-1938 г. вот эту работу от ССП и исполнял ответственный секретарь Союза Ставский, а дела писателей в Главном управлении госбезопасности (ГУГБ) НКВД СССР вел в 1936-1938 годах капитан, затем майор ГБ Журбенко Александр Спиридонович (1903 г.р., 4-классное образование) - начальник 6-го, затем 9-го отделения секретно-политического отдела (4-й отдел) ГУГБ, затем, в 1938-м, недолго - 2 месяца - ст. лейтенант ГБ Юревич (окончил школу 2-й ступени, т.е. среднюю школу). Журбенко был арестован в ноябре 1938-го, Юревич - в 1939-м, а расстреляны оба в 26 января 1940-го.

Теперь - о партийных кураторах ССП.

Вопросы литературы и искусства в 1935-1938 гг. вел Андрей Андреевич Андреев - секретарь ЦК и член ПБ с образованием 2 класса сельской школы, один из самых безликих, безгласных и незаметных чиновников. Возможно, Сталин его и бросил "на литературу" именно потому, что на всех иных участках, где нужны какие-то конкретные результаты (а был он и наркомом путей сообщения, и зав. промышленным отделом ЦК), он все благополучно провалил.

Под Андреевым были культпропотдел-культпросветотдел ЦК. В 1934-1935-м его возглавлял А.И. Стецкий, а в 1935-1936-м - тот самый А.С. Щербаков (параллельно с руководством ССП). В этом отделе был сектор художественной литературы и искусств, которым в 1934-1936-м заведовал В.Я. Кирпотин (одновременно - член правления ССП, литературный критик, умер в 1997 г., дожив до 98 лет), а в 1936-1937-м - музыкальный критик В.М. Городинский. К началу 1938-го отдел практически не существовал: заведующего после Щербакова (ушел в 1936-м на повышение в Ленинград) так и не назначили, из трех зам. завов - одного расстреляли, другого сняли с работы и исключили из партии, третьего сняли и перевели в резерв.

Так что не осталось ни зава отделом, ни замов. Поснимали и всех зав. секторами, кого посадили, кого и расстреляли. Впрочем, руководители сектора литературы и искусства остались на свободе. Так или иначе - отдел изрубили в щепки.

Но как страна не может жить без литературы, так литература не дышит без партийного куратора. Эта высокая честь в 1938-м выпала А.Е. Никитину, в январе 1938-го - январе 1939-го - зав. отделом печати ЦК (образование - сельская школа). Никитин был снят и арестован в 1939-м, а расстрелян на полигоне "Коммунарка" в июле 1941-го.

Была для писателей и "параллельная инстанция": Пропагитотдел ЦК, созданный в 1935-м. В мае 1935-го - апреле 1938-го заведовал тот же Алексей Иванович Стецкий, кстати, человек с вполне себе высшим образованием. В 1937-1938-м Стецкий и два из пяти его замов были арестованы и расстреляны, один снят, но два остались на месте - будущий академик П.Н. Поспелов (один из авторов "Краткого курса истории ВКП (б) и доктор исторических наук Н.Л. Рубинштейн.

Наконец, литературу курировал Л.З. Мехлис, в 1930-1937-м - главный редактор "Правды", в сентябре-декабре 1937-го - зав. отделом печати ЦК. "Правда" была тогда Правдой Террора - "не только коллективным пропагандистом, но и коллективным организатором", задавала тон, указывала конкретные цели, выдавала снаряды - формулы обвинений. Кроме формальной должности, как все знали, Мехлис был доверенной овчаркой Хозяина, и именно поэтому газета играла такую роль.

В общем, в ЦК у писателей было в 1936-1938-м аж целых три с половиной читателя: отдел печати, пропагитотдел, "Правда" и останки "культпропотдела".

Такой хаос пополам с разрухой относился к концу 1938 г., понятно, ко ВСЕМ сферам социальной жизни и управления. Согласно воле и замыслу Верховного Вождя "его государство" было разгромлено довольно основательно.

Ничего особенного - не первый и не последний такой случай в "истории города Глупова". Ну а к концу 1938-го Хозяин решил, что пришло время собирать разбросанные им камни.

В ноябре 1938-го была проведена перезагрузка НКВД после Ежова. В 4-м (секретно-политическом) отделе ГУГБ литературу и искусство стал курировать старший лейтенант ГБ Л.Ф. Райхман, который затем дослужился до генерал-лейтенанта, был мужем знаменитой балерины Ольги Лепешинской.

В ноябре 1938-го был укрупнен и оживлен (а де-факто воссоздан) отдел пропаганды и агитации, агитпроп, в 1940-м переименованный в Управление агитации и пропаганды. Заведующим отделом стал любимец Сталина - А.А. Жданов, секретарь ЦК и член ПБ, волевой, нахрапистый, не чета малохольному Андрееву. Жданов стал "общим куратором" литературы и искусства.

Его заместителями "по литературе" стали все тот же П.Н. Поспелов (в 1940-м перешел на пост главреда "Правды") и еще один будущий академик АН СССР - Г.Ф. Александров (с 1940-го - начальник Управления).

Тогда же сменилось и руководство ССП. Об этом поговорим подробнее.