САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Неужели реальность беднее? Дмитрий Данилов и Елена Долгопят объяснили, зачем нам фантастика

Модератором встречи в рамках non/fictio№24 стала литературный критик Клариса Пульсон

О том, зачем нам фантастика, на ярмарке non/fiction говорили Дмитрий Данилов и Елена Долгопят / Наталья Соколова
О том, зачем нам фантастика, на ярмарке non/fiction говорили Дмитрий Данилов и Елена Долгопят / Наталья Соколова

Текст: Наталья Соколова

Дмитрий Данилов почти не нуждается в представлении. Он – известный драматург, чьи пьесы идут во многих российских театрах, его книга «Саша, привет!» завоевала премию «Ясная Поляна» и попала в шорт-лист «Большой книги» (кстати, победителя узнаем 8 декабря).

Елена Долгопят – сценарист, хранитель рукописного фонда Музея кино в Москве. На ярмарке она представила книгу новелл «Хроники забытых сновидений». Модератором встречи стала литературный критик Клариса Пульсон и встречу она начала с парадокса: «Неужели нам так скучно в нашей реальности, что мы придумываем фантастику? Нам мало реальности?»

«Реальности немало, – отметил Дмитрий Данилов. – Писателю в неё интересно вглядываться и видеть вторые и третьи слои. Зачем что-то придумывать? Я стараюсь реальность описывать. Подключается авторская фантазия. Через придумывание, как известно, открываются новые грани».

Елена Долгопят уверена, что фантастика – это миры Стругацких, это то, что писатель напридумывает о земле и людях через много-много лет (к примеру, фильм «Дюна» – это чистая фантастика). А то, что происходит в ее книгах, это только фантастическое допущение. «Трудно жить без того, чтобы не было сказки о реальности, – говорит она. – Есть немало любителей сериалов (и я отношу себя к ним), немало любителей читать. Страшно идти в темном переулке, когда ничего не видно и не понятно. Приятно, когда в любимом окне зажигается свет. Он защищает от хаоса».

Клариса Пульсон спросила, неужели финал рассказа Елены Долгопят «М», который модератор назвала «Средством Маркопулоса» наоборот, тоже не фантастика. Напомним, там главный герой – химик изобрел средство, ускоряющее старение, и напоил им девушку, отчаянно и безответно влюбленную в него. Найти ответ помогли читатели из зала: «Это же метафора, эта любовь была невозможна, поэтому главная героиня умерла».

«У меня чистый реализм, – уверен Дмитрий Данилов, который не согласен, что его книга – антиутопия. – В фантастике главный элемент – другие миры, принципиально отличающиеся от нашего, или наш мир, но в сильно отдаленном будущем. Такую тюрьму, как в моей книге, можно устроить в любой современной стране (по сюжету главный герой живёт под надзором в ожидании казни, которая непонятно когда свершится. – «РГ»). Вспомните норвежца Брейвика, убившего десятки людей, который сидит в трехкомнатной камере, занимается на тренажерах, учится в университете и еще жалуется на условия содержания».

«Вашу книгу читала как квест», – призналась модератор.

«А какое задание?» – спросил Дмитрий Данилов.

«Самый крутой квест, когда не знаешь задания», – ответила Клариса.

«Вообще самые интересные книги рождаются на стыке жанров», – подытожил писатель.

Был вопрос и о том, будет ли новая книга. «Идеи крупного текста пока нет, – ответил автор романа «Саша, привет!». – Будут идеи, будут тексты».

Завершили встречу автограф-сессией.