САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Главный по литературе

Почему Сталин поставил Фадеева руководителем советских писателей?

Делегаты XVIII съезда ВКП(б): Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Георгий Байдуков, Александр Прокофьев, Михаил Водопьянов. 1939 г. / a4format.ru
Делегаты XVIII съезда ВКП(б): Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Георгий Байдуков, Александр Прокофьев, Михаил Водопьянов. 1939 г. / a4format.ru

Текст: Леонид Радзиховский/РГ

Итак, когда в конце 1938-го - начале 1939 года менялись руководители почти всех наркоматов, сменилось и начальство Наркомлита (ССП - Союз советских писателей).

Согласно дневнику Вл. Ставского де-факто все случилось в августе 1938-го, но архивы говорят, что формальное решение ПБ было принято 25 января 1939 г.

Замечательно, что по этому поводу не только не был собран съезд или хотя бы пленум правления ССП (чего прямо требовал Устав Союза), но писателям даже публично не сообщили (хотя бы в "Литгазете"), кто отныне их новые руководители, когда они назначены и т.д. Просто по факту Ставский "стерся", а Фадеева стали называть первым секретарем ССП.

На самом деле было полностью сменено руководство ССП.

Была сформирована "руководящая шестерка" - 6 членов Президиума ССП, которым ЦК поручил руководство ССП. П. Павленко, Л. Соболев, Вал. Катаев, А. Караваева, В. Герасимова, А. Фадеев. Фадеев назначен ответственным секретарем Президиума. Обязанности остальных "членов шестерки" обозначены не были, как, впрочем, и четко не названы права и обязанности самого Фадеева. Типично: именно так был "не написан" и Устав ВКП (б), где, скажем, не обозначалась вообще (!) должность "Генсека".

В Президиум же ССП вошли 15 человек: "шестерка" + А. Толстой, Вс. Вишневский, В. Лебедев-Кумач, Н. Асеев, М. Шолохов, А. Корнейчук, А. Машашвили, Янка Купала. Кстати, хотя согласно дневнику Ставского этот Президиум действовал уже с августа 1938 года, но формальное решение ПБ было принято лишь 25 января 1939-го.

Кстати, из всех перечисленных только Павленко, Толстой, Фадеев и Шолохов входили в "легитимный" Президиум ССП, избранный в 1934 году на 1-м съезде. А вот В. Катаев, Лебедев-Кумач, Корнейчук, Машашвили даже не были членами правления (Катаев был членом "ревизионной комиссии"). Но понятно, что эти мелочи никого вообще не интересовали. Прежние секретари правления, избранные первым съездом - кроме Ставского еще Всев. Иванов и Г. Лахути, - не пострадали, просто их отправили в отставку.

Архивы молчат, и мы уже никогда не узнаем, почему Жданов представил Сталину такой - а не любой иной - список новых руководителей ССП. Впрочем, про некоторых людей что-то понятно.

Корнейчук был новым литературным фаворитом Вождя. По поводу комедии "В степях Украины" Сталин ему писал: "Многоуважаемый Александр Евдокимович! Читал Вашу "В степях Украины". Получилась замечательная штука - художественно-цельная, веселая-развеселая. …Между прочим: я добавил несколько слов на 68 стр. Это для большей ясности. Привет! И. Сталин". Да… В 1932-1933 гг. Сталин писал Киршону "Тов. Киршон! Пьеса вышла у Вас неплохая. Хорошо бы пустить в дело немедля", "Т-щу Киршону. Читал Вашу пьесу без названия. Хорошая вещица. Пустите ее в ход. И. Сталин". Ну, в 1937-м самого Киршона, как известно, "пустили в расход" - и пришли иные драматурги.

Валерия Герасимова - бывшая жена Фадеева (кстати, ее внук - современный писатель Шаргунов). После развода остались друзьями, очевидно, она была креатурой Фадеева.

Еще важнее, что из 15 новых членов Президиума 5 (в том числе "три шестерки") подписали письмо в "Правду" - "О недостатках в работе Союза писателей" в январе 1938 года: Ал. Толстой, Фадеев, Корнейчук, Вал. Катаев, А. Караваева. Организатором письма, очевидно, был Фадеев - вполне естественно, что при победе этой "группы" он и возглавил ССП.

Однако ясно, что никакой свободной "борьбы групп" в ССП не было. Могла быть "борьба настроений" в голове Сталина. Так почему же он выбрал Фадеева?

Симпатии капризного Генсека всегда объяснить непросто (почему в 1936 году он выбрал Ставского?), но как раз в случае с Фадеевым некоторые объективные причины видны.

В 1934-1936 годах во главе ССП стоял "дорогой многоуважаемый книжный шкаф" Горький, а реально всем в Союзе командовал партчиновник, не имевший к литературе никакого отношения - Щербаков. В 1936-1938-м "шкафа" вообще не было, но первый секретарь Союза Ставский сам был "полуписателем-получиновником". Писателям это не нравилось. Конечно, главная причина отторжения Ставского не имела к нему никакого отношения - свой ужас и злобу по отношению к Террору бедолаги-писатели (как и весь народ) переносили на ближнего начальника. "Царь хороший - бояре плохие", "законы святы, да исполнители - лихие супостаты". Но кроме этого их явно бесило, что ими командует "тоже писатель", которого они в грош не ставят.

Отсюда логичный вывод. Или вернуться к модели "бутерброда": рулит чиновник, а сверху "намазан Мэтр", или же взять "третий вариант": ССП возглавит авторитетный писатель, не чета Ставскому, но он же и администратор, не чета Горькому.

Этот способ Сталин и избрал.

Почему Фадеев? А больше-то и некому!

Если судить по анкете - она у Фадеева не просто хорошая, а пожалуй, эталонная. Родился в 1901 году, русский, член РКП (б) с 1918-го, красный партизан на Дальнем Востоке. Делегат Х съезда Партии (1921), участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа, награжден орденом Красного Знамени (1922). Нет, не был, не состоял, не участвовал - "всегда колебался вместе с линией Партии". В порочащих связях (как Киршон или Авербах - с Ягодой) не замечен. Имеет вкус и опыт литературного администрирования, один из руководителей РАПП.

Вместе с тем писатель - не чета Ставскому. Его первый роман "Разгром" (1926) получил восторженные рецензии и от РАППовцев, и от "попутчиков" (Воронский). Не только рецензии хороши - народ реально читал. Пусть не "Тихий Дон" или "Как закалялась сталь", но тоже бестселлер 1930-х. О таланте Фадеева писал Горький.

Среди писателей (не только женского пола!) Фадеев был популярен, имел самые широкие связи.

Кто мог бы составить конкуренцию - по политической анкете и литературному авторитету? На слуху были тогда Шолохов (кстати, друг Фадеева), Н. Тихонов, П. Павленко, Вс. Вишневский.

Самый авторитетный (наряду с А. Толстым) советский писатель Шолохов как черт от ладана бежал от "оргработы" в свою Вешенскую, чурался московских интриг. Н. Тихонов почему-то беспартийный большевик. Дело, понятно, поправимое, хуже другое - поэт! Несолидно для руководителя Союза. Тут нужен представитель "тяжелой литературы" - прозаик. Этим же плохи Вишневский (драматург) и Павленко (того хуже - киносценарист!). Можно, конечно, найти и других писателей (Гладков, Панферов…). Но "Хоботов, это мелко".

Главное - Сталину нравился Фадеев! И тут тоже есть "объективные предпосылки".

Высокий, статный, с открытым русским лицом, громким заразительным смехом, Фадеев был щедро одарен тем, что называют "харизмой". Он был пьяница и ходок - тоже в плюс! Вождь любил, как известно, спаивать своих соратников, вообще, как водится на Руси, с подозрением относился к "трезвенникам и язвенникам". Кроме того, у писателей (актеров) пьянство и распутство "утепляли образ". Так видели широкие массы читателей, так мыслил и Хозяин. Он прекрасно знал и не без азарта вникал в соответствующие подробности жизни Д. Бедного, Шолохова.

Ну и "сердцу не прикажешь" - какие-то причины симпатий-антипатий Сталина мы, понятно, никогда не узнаем. Но так или иначе, в 1938 году Фадеев возглавил ССП и был на этом месте с перерывами до 1954 г.