САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Почему падает Блок?

Руководитель инициативной группы по установке нового памятника Блоку в Петербурге и организатор детского конкурса «Читаем Блока» комментируют вызвавший неоднозначную реакцию у петербуржцев монумент

Фото: Святослав Акимов/РГ
Фото: Святослав Акимов/РГ

Текст: ГодЛитературы.РФ

На санкт-петербургской улице Декабристов, в сквере у дома 57, где с 1913 по 1921 год жил и творил поэт, 6 января открыли новый памятник Александру Блоку. Авторами монумента выступили скульптор Евгений Ротанов и архитектор Иван Кожин. Бронзовая скульптура высотой 3,6 метра установлена на гранитном постаменте. На лицевой части подножия высечена лаконичная надпись: «Александру Блоку».

Это первый «большой» памятник Блоку в Петербурге. Бронзовый автор «Двенадцати» шагнул, наклонившись вперед, как бы напоминая тем самым начальные строки одного из самых известных своих произведений: «Ветер, ветер! На ногах не стоит человек». Фигуру поэта скрывает массивное пальто.

В социальных сетях на памятник в первые же дни обрушилась волна осуждающих откликов и реакций. Бронзового Блока сравнивали с дементором из саги о Гарри Поттере, называли «пизанский Блок» из-за нетипичного наклона почти в 45 градусов, писали «Обидно за поэта» и «Ужас, красавец Блок в виде падающего монстра». И это еще достаточно мягкие высказывания...

ГодЛитературы.РФ попробовал разобраться в происходящем. Об истории этого монумента рассказала руководитель инициативной группы по установке памятника Блоку в Петербурге Ольга Маркарян, она же любезно предоставила фотографические материалы. Своим комментарием также поделилась Екатерина Барбаняга, поэт, организатор детского конкурса «Читаем Блока» в Санкт-Петербурге. Кстати, Екатерина Барбаняга совместно с Павлом Басинским готовит сейчас роман-диалог о Любови Дмитриевне Блок-Менделеевой. Выход книги намечен на осень 2023 года.

Ольга Маркарян. Фото: Теории и практики

Ольга Маркарян:

Памятник планировалось поставить к 130-летию Блока в 2010 году, и уже тогда разные решения образа Блока предлагал скульптор Евгений Ротанов, который занимался темой Блока со студенчества. В музее Блока в те годы проходила выставка моделей его работ. Одну из моделей забрал в постоянную экспозицию Музей городской скульптуры. Именно этот, выбранный тогда вариант, стал прообразом памятника, который появился спустя десятилетие.  

В итоге опоздали на 140-летие и даже на 100-летие смерти в 2021-м. В канун юбилея смерти, 6 августа 2021 года перед домом Блока на улице Декабристов — бывшей Офицерской — посадили сирень «Александр Блок» именного сорта, специально выведенного селекционной группой «Русская сирень». До этого такая сирень росла только в Шахматово. Возможно, этот куст у его подъезда — лучший памятник Александру Блоку. Блок любил эти цветы, которые, судя по его дневникам, тогда повсеместно продавали в разное время года. Его тетка Екатерина Бекетова написала стихотворение «Сирень», которое лежит в основе романса Рахманинова. Сирень «Александр Блок» на Офицерской расцвела в первое же свое лето — лето 2022 года, когда было уже не до цветов.  

Первое цветение сирени у дома Блока. Фото: музей-квартира Блока

Установка памятника со второго раза стала возможна благодаря инициативе снизу. В 2018 году режиссер Андрей Лунин готовил фестиваль «Дни Александра Блока в Петербурге». Общаясь с блоковедами, он услышал общее огорчение из-за неудавшейся установки памятника Блоку. Обладая градозащитным опытом и открытым сердцем, Лунин взялся помочь. Он обратился в Комитет городской архитектуры с инициативным письмом. К тому времени администрация Петербурга сфоримировала официальный перечень лиц, чьи выдающиеся заслуги перед культурой и городом должны быть увековечены памятником из средств бюджета. Однако без инициативного участия процесс не мог запуститься. Первое же письмо Лунина обусловило возвращение к этому вопросу на официальном уровне. Кроме того, Лунин запланировал в рамках фестиваля перформативную акцию «Блуждающий памятник» и запустить сбор подписей за установку памятника Блоку.

Акция «Блуждающий памятник» около одного из вариантов адресов для установки памятника — Гренадерских казарм, где Блок жил в юности. Фото: театр «Синтез»

Андрей Лунин умер за два месяца до открытия фестиваля. Его работу продолжила команда его театра «Синтез» и соавтор фестиваля Ольга Маркарян. В ходе фестиваля было собрано более тысячи подписей в поддержку установки памятника. Театр «Синтез» провел задуманный перформанс: человек на постаменте появлялся в разных местах, связанных с судьбой Блока. Прошла встреча сотрудников музея, организаторов фестиваля и представителей Комитета городской архитектуры, посвященная месту установки памятника.

Книга подписей в поддержку памятника Блоку на открытии фестиваля «Дни Александра Блока в Петербурге». 20 апреля 2019 г. Фото: театр «Синтез»

Рассматривалась набережная Невки около бывших Гренадерских казарм, где Блок провел детство и юность; любимые Блоком окраины — Озерки и Лахта; улицы Петроградской стороны около Введенской гимназии, где Блок учился. Однако остановились на самом очевидном и бесспорном варианте — улица Декабристов, бывшая Офицерская, которую Блок выбрал сам.

Для того, чтобы инициатива не погибла, как в прошлый раз, была создана инициативная группа по установке памятника Блоку в Петербурге. В нее вошли главный редактор журнала «Наше наследие» В. П. Енишерлов, руководитель блоковской группы ИРЛИ РАН Д. М. Магомедова, директор Государственного музея-заповедника А.А. Блока и Д.И. Менделеева в Шахматово С. М. Мисочник, директор музея-квартиры Блока И. В. Тохон и старший научный сотрудник музея А. В. Горегина. За три года было написано бессчетное количество писем. Все они ускоряли сложные бюрократические процессы, связанные с необходимостью финансирования и сложностью установки памятника в историческом центре Петербурга. Поставить памятник в Коломне — старом районе Петербурга — действительно непросто.  

В декабре 2021 года был готов развернутый проект памятника работы Ротанова, основанный на том образе Блока, который представлен в экспозиции Музея городской скульптуры. В марте 2022 года, несмотря ни на что, проект был представлен к рецензированию экспертов градостроительного совета — искусствоведов и архитекторов. На градостроительном совете спорили о том, куда должен идти Блок. Скульптор считал, что в город. Блоковеды — что из города. Блок специально поселился в Коломне, по тогдашним меркам, вдали от центра, от литературной жизни своего времени. К концу его жизни это движение — «уходя в ночную тьму» — только усилилось. Многие архитекторы высказались за более трагический вариант. Но, как бывает, проголосовали за оптимистический.

Визуализация невыбранного варианта установки памятника Блоку уходящим из города. Фото: инициативная группа по установке памятника Блоку

Полгода заняла непосредственная организация процесса и отливка памятника. 19 декабря 2022 года памятник установили на улице Декабристов. 6 января 2023 года — официально открыли. С тех пор споры о памятнике не смолкают. Всех удивляет резкий наклон фигуры и непортретное (хотя в действительности с элементами портрета) изображение.

Екатерина Барбаняга. Фото: с сайта Pechorin.net

Екатерина Барбаняга: Памятник Блоку — не трагедия

С момента открытия нового памятника Александру Блоку в Санкт-Петербурге не прошло и двух недель, а количество статей, комментариев и отзывов просто зашкаливает. И сплошь – ругают. Давно у Блока не было такой печальной славы! Пожалуй, со времен публикации поэмы «Двенадцать», когда даже близкие друзья поэта отвернулись от него и прокляли.

Но что же за такая трагедия с новым памятником, что встревожилась вся петербургская рать? Памятник «почему-то» то ли падает, то ли летит, голова несоразмерна телу, и весь он вроде как нависает над приходящими к нему горожанами. Некрасивый, непонятный, недобрый, в общем – со всех сторон «не такой».

У каждого свой Блок. Но должна ли скульптура, пусть и установленная на общественном городском пространстве, отображать некое среднее представление о личности? А не быть, собственно, произведением искусства: высказыванием, ощущением, возникающим при соединении впечатления от изображаемого с вдохновением художника? Новый бронзовый Блок, «идущий сквозь петербургские ветра», установлен в одном из культовых районов Петербурга – Коломне. Недалеко от квартиры на улице Декабристов (а при жизни поэта – Офицерской), где Блок провел последние девять лет своей жизни и откуда ушел (может быть, даже и вот так – как памятник?) в свой последний путь. Он всегда был частью этого пространства города, а теперь – зримый. Именно такой, какой на пересечении собственной судьбы с культурой своей эпохи и духом артистично-художественной Коломны, мог бы овеществиться.

Монтаж памятника Блоку 19 декабря 2022 года. Фото: музей-квартира Блока

Монумент Александру Блоку на Декабристов есть, по сути, последний элемент петербургской трилогии «о Блоке» скульптора Евгения Ротанова и архитектора Ивана Кожина.

Первый памятник – юному Блоку появился в 2002 году во дворике филологического факультета Санкт-Петербургского университета, рядом с «ректорским флигелем» (Университетская наб., 9). Статуя поэта совсем невелика. Высота бронзовой фигуры 105 см, высота постамента 130 см. Это тоже – не классический монумент. Поэт изображен тонким, как тростинка, с кудрявой копной волос. Это – память об «университетском» Блоке, годах детства в «ректорском флигеле» и студенчества на славяно-русском отделении филологического факультета.

Два года назад, в феврале 2020 года, в здании современного Большого драматического театра авторы представили еще одного «бронзового Блока». Образ поэта воплощен в виде театральной маски. По мнению главного художника БДТ Эдуарда Кочергина, именно такой скульптурный портрет Блока наиболее соответствует по своему настроению годам работы поэта в театре. В 1918 году в Петербурге был подписан декрет о создании Особой драматической труппы – так первоначально назывался БДТ. На должность председателя Директории был назначен Александр Блок. Здесь – в бронзовой маске, изображающей полу-лицо Блока, запечатлен театральный период жизни поэта, неясность нового времени, легкомысленная «Снежная маска».

И вот Блок вырос. Возвысился над улицей Декабристов в пугающе-падающем положении, с лицом тяжелым, в безразмерном пальто. Через юного и тонкого, через театрально-игриво-призрачного, он пришел к себе, в 1921 роковой год. Год болезни, голода, коммунальных забот, без возможности «слышать музыку», с расстроенными нервами. Тем не менее, и такой Блок все равно остается гениальным русским поэтом Александром Блоком, автором прекрасных лирических стихотворений, пьесы «Балаганчик» и других, поэм «Двенадцать» и «Скифы», цикла стихотворений «На поле Куликовом». Александр Блок был разным, как человек и как поэт. Его невозможно уловить в едином образе, уж тем более в бронзе, гипсе или любом другом статичном материале. Новый памятник Блоку – не трагедия, а еще один образ поэта, вполне в духе декадентской ново-петербургской культуры.

А хотите удобного, классического Блока – поезжайте в Москву, на улицу Спиридоновку, к дому номер 6. Полюбуетесь прекрасным памятником поэту работы скульптора Олега Комова и московского архитектора Владилена Красильникова, установленным еще в конце прошлого века, в 1993 году. Получите эстетическое удовольствие, не будете страдать. Но на мой взгляд, чем больше новых высказываний о Блоке – чем больше монументов, картин, театральных постановок, фестивалей, современных музыкальных произведений на стихи поэта – тем дольше длится его вечность. Тем дольше у нас вообще есть поэт Александр Блок.