Текст: Наталья Соколова, Лейла Гучмазова/РГ
Раньше вас часто спрашивали о герое романа Владимира Орлова. А зарубежные издатели сопровождали "Альтиста Данилова" вашей фотографией. Поскольку вас считали прототипом этого героя...
Юрий Башмет: Когда-то мне было трудно завоевывать сцену здесь, в Советском Союзе. По одной простой причине: альтистов здесь не жаловали. Это не значит, что их не было совсем, - был прекрасный Бориславский, я дружил с Юрием Крамаровым. Моего учителя Федора Серафимовича Дружинина приглашала Тбилисская консерватория. Он сыграл там премьеру, концерт Бартока - и гастролировал с замечательным московским камерным оркестром. Но чем больше узнавали оркестр, тем меньше он играл на альте. А не надо забывать, что он был блестящим альтистом...
И все же есть ли что-то общее у вас с альтистом Даниловым? Или это миф?
Юрий Башмет: Однажды в виде эксперимента, сроком на год, по линии Союзконцерта меня пригласили представлять альт как сольный инструмент. Произошло это благодаря выдающемуся альтисту - Дмитрию Шебалину. Он жил на Николиной Горе. И мы с ним были хорошо знакомы. Я начал ездить с концертами по городам Советского Союза. И на каждом шагу меня спрашивали: вы прообраз альтиста Данилова? Конечно нет.
Наконец, я решил в свою телепрограмму "Вокзал мечты" пригласить автора вместе с прототипом, если он есть. Они пришли. Владимир Орлов представил альтиста, это был его друг Владимир Грот, работавший в оркестре Большого театра. Высокий, с бородкой, худощавый и игравший на альте работы Маттиа(са) Альбани. А я вообще до романа "Альтист Данилов" не знал, что такой мастер есть. Тогда я воспринимал эту книгу как попытку сделать копию "Мастера и Маргариты". Но только хуже. Хотя там были сильные профессиональные моменты. Прошло несколько лет, меня перестали расспрашивать.
Зато мой друг Саша Чайковский написал оперу "Альтист Данилов", посвященную мне.
Полностью интервью Юрия Башмета читайте в "Российской газете".