Текст: Татьяна Шипилова
В организации конференции приняли участие Институт мировой литературы (ИМЛИ РАН) (заседание 15-ого марта состоялось в каминном зале ИМЛИ ) и кафедра зарубежной литературы Литинститута (пленарное заседание и работа секций 16-ого марта прошли в Литинституте). Конференция продолжила традицию кафедры зарубежной литературы по ежегодному проведению международных научно-теоретических и научно-практических конференций, приуроченных к юбилеям, памятным датам выдающихся мастеров мировой культуры.
Тематика конференции привлекла широкий круг участников, как представителей ведущих московских и российских вузов, научно-исследовательских институтов, так и большого числа студентов и аспирантов. Следует отметить, что впервые за многолетний опыт проведения научных форумов в конференции приняли участие представители Азии (Индия, Китай), Африки (Алжир), Латинской Америки (Колумбия). Часть иностранных участников выступала в секции доцента кафедры зарубежной литературы Е. А. Кешоковой, которая отметила, что «эти выступления в немалой степени расширили содержательный ракурс обсуждаемой тематики».
Благодаря поддержке посольства России в Индии удалось также привлечь исследователей русского языка и мировой литературы трёх городов Индии.
Открывал пленарное заседание аспирантской секции обладатель Пушкинской медали (2009 год), переводчик Шукшина и Л. Н. Толстого на хинди, доктор наук, руководитель департамента славянских исследований Делийского государственного университета Гириш Мунджал. Он посвятил свой доклад рассмотрению темы детства в мифах о Раме и Кришне.
В аспирантской секции также участвовал Университет Амити, штата Хараяна. Под руководством своего научного руководителя, доктора зарубежной филологии Садханы Натхани, Аникет Вибхав рассмотрел сказочный мир Братьев Гримм.
Также в аспирантской секции приняла участие Ришика Катяян, представитель государственного университета штатата Керала, кандидата филологических наук. Важно подчеркнуть, что свою кандидатскую Ришика защищала в России (в МГЛУ) с темой «Полифункциональность разноуровневых языковых повторов в текстах русских народных сказок (на материале сказок из сборника А. Н. Афанасьева)». Она посвятила доклад рассмотрению образа детства в произведениях классиков двух литератур – Л. Н. Толстого и Р. Тагора.
Следует также подчеркнуть большой интерес и активное участие в конференции подрастающего поколения ученых: работали шесть секций аспирантов и студентов различных гуманитарных вузов.
Выступления секции студентов под руководством аспиранта Р. Р. Найденовой прошли по расписанию. Докладчики выбрали для обсуждения интересные, дискуссионные тексты классических и современных авторов. Работу секции открыла Мария Ермолина с рассказом о мотиве утраты в романе канадско-индийского автора Рохинтона Мистри. Свой доклад студентка проиллюстрировала яркой презентацией. Также запомнилось выступление Дмитрия Некрасова, который выбрал для своего доклада тему детства в поэзии Уортсфорда. Студент обратил внимание на интересную дихотомию образа ребенка и смерти на примере стихотворения «Нас семеро» и других произведений поэта. Студентка МПГУ Екатерина Чучкалова подготовила доклад о проблеме детского психологического травматизма на примере творчества современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха.
В целом можно заключить, что в современных исследованиях, касающихся образа ребенка в литературе, возрос интерес к скрытым, мрачным сторонам детства. Большое внимание уделяется борьбе с психологическими травмами и с давлением внешнего жестокого мира взрослых.
Участники студенческой секции под руководством аспиранта, руководителя Центра культур англоязычных стран Библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино А. И. Архипцовой успели затронуть вопросы английской, французской и китайской литературы и, раскрывая тему детства в данных литературах, обратились к проблемам фольклора и религии.
Илья Склярский и Анастасия Чиркашенко выявили специфику темы детства в творчестве китайского писателя Мо Яня. Татьяна Неизвестная и Полина Калимбет исследовали образ Гавроша Тенардье из романа В. Гюго «Отверженные». Зоя Баданина и Наталия Костина рассмотрели ребенка в качестве объекта и адресата примет и суеверий Британских островов. Отдельный доклад был посвящен эволюции детских образов в живописи Ренессанса (Маргарита Гаязова, Александра Давыдова).
В завершение секции было представлено два сопоставительных анализа: Константин Соха и Иван Ворожейкин выявили характерные особенности эпохи конца XIX в. в детской повести Гектора Мало «Без семьи» и творчестве его современников, а Екатерина Филппова и Екатерина Сёмушкина сравнили образы ребенка в жизнеописаниях католиков и протестантов.
Студенты показали высокий уровень подготовки, благодаря чему дискуссия получилась интересной и разносторонней, на стыке дисциплин.
Студенческая секция под руководством аспиранта Т. Е. Шипиловой в основном была посвящена викторианскому периоду английской литературы. Докладчики представили анализ текстов Ч. Диккенса, его первых романов, в которых слышится критика буржуазного и аристократического общества через призму образа ребенка, а также более поздних произведений, в которых слышится разочарованность в ожиданиях, возлагаемых на силу и нравственность человеческого духа. Была также проанализирована тема викторианского детства в романе «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, мотив которого тесно связан с преодолением жизненных трудностей в жестоком и излишне пуританском английском обществе.
Помимо английской литературы XIX века также прозвучал доклад о синтезе библейских мотивов в детских образах Виктора Гюго, были подробно разобраны главные герои романа-эпопеи французского романтика – Гаврош и Козетта, тема сиротства и вечных ценностей, отраженных в анализируемых характерах.
Два доклада были посвящены периоду Ренессанса. Проанализировано детство Гаргантюа, изображенное в романе Франсуа Рабле с целью изобличения недостатков средневекового образования и подчеркивания достоинств образования новой пришедшей на смену эпохи Возрождения. Интересный доклад представил Андрей Мусин, о портретах детей семьи Медичи кисти художника Бронзино. Докладчик проанализировал не только техническую составляющую художника (особенности стиля, передачи цвета), но и мотивы создания портретов детей, часть из которых создавалась посмертно. Интересно, что, будучи представителем школы маньеризма, Бронзино своей стилистикой и подходом к композиции был предтечей появившихся много позже модернистов.
«Отличительной чертой конференции стал широкий тематический диапазон представленных докладов, включающий многообразные аспекты, подходы, интерпретации материала; национальные, культурные, художественно-эстетические особенности; различные идиостили, идиолекты, стилевые и жанровые разновидности в их синхронном и диахронном вариантах», – отметил доцент кафедры зарубежной литературы М. Н. Попов, который взял на себя модераторство одной из аспирантских секций.
«Конференция дала возможность прикоснуться к вечному миру детства и его постижению в мировой художественной культуре», – заметил заведующий кафедры, профессор Б. Н. Тарасов.