Текст: Дмитрий Сосновский
Забавная ситуация: в прошлом году в Голливуде вышло целых два фильма по знаменитой сказке Карло Коллоди от равно заслуженных и признанных оскароносных режиссёров.
Только вот судьба у картин – диаметрально противоположная: игровая переделка диснеевского мультика 1940 года в исполнении Роберта Земекиса получила шесть номинаций на «Золотую малину» и была признана худшим ремейком, а вскоре после этого «Пиноккио Гильермо дель Торо» завоевал «Оскар» как лучший анимационный фильм.
В общем-то, это вполне закономерно и достаточно справедливо: ленту Земекиса действительно можно назвать до безобразия бессмысленной поделкой, механически (и не слишком качественно) воспроизводящей сцены из классического мультфильма, разве что добавляя туда лысую темнокожую фею, на которую больно смотреть, и меняя концовку в угоду манифестации лицемерной всетерпимости к меньшинствам.
Даже Том Хэнкс в роли Джеппетто это недоразумение не спас. Более того – как и режиссёр, бедняга Том схлопотал за эту роль личную номинацию «Малины». Кстати, он даже стал «лауреатом», правда, за другую работу – в «Элвисе» База Лурмана. Не самый удачный год для Хэнкса, что и говорить.
А вот у мексиканского визионера получилось кое-что действительно достойное если не горячей похвалы, то как минимум внимания. Поместив знаменитую фабулу в одни из самых колоритных декораций, которые может предложить история Италии, дель Торо уже заметно её освежил. С учётом того, что в создании антуража Гильермо вообще большой мастер, можно не слишком удивляться тому, насколько свежо выглядит новый «Пиноккио» – хотя уже давно казалось: выжать из этой истории что-то оригинальное невозможно, что фильм Земекиса лишний (в буквальном смысле) раз и подтвердил.
Другое дело, что в смысловом плане сеттинг фашистской Италии автор использует довольно вяло, сводя всё к дежурной сатире на правый милитаризм и лично Бенито Муссолини. Словом, изобретать велосипед и перегружать своего «Пиноккио» новыми смыслами режиссёр не стал, ограничившись лишь изюминкой в виде смены эпохи.
Зато внешняя сторона его работы вышла действительно замечательной, и по степени «криповости» (просим прощения за новомодный англицизм, но тут это словечко подходит как нельзя лучше) его деревянный мальчишка может посоперничать с завораживающе жутким собратом из версии Маттео Гарроне 2020 года (нужно больше фильмов про Пиноккио!).
Чего, к сожалению, не скажешь о музыкальной составляющей. Мюзикл – вообще жанр сильно на любителя, а здешние песенные номера – благо что их не так много – затянуты и просто не слишком удачны. Показательно, что ни один из них соответствующей оскаровской номинации не удостоился.
В общем, как это нередко случается у Гильермо дель Торо, в его «Пиноккио» есть на что посмотреть, но слишком многого ждать не стоит. Иронично, что здешний финал сказки перекликается с тем, что предлагал Земекис – пусть он и несколько менее дидактичен и не так пафосен. Однако от утомительных трендов в творчестве мексиканского кинематографиста уже давно не спрятаться, и после насквозь тенденциозной «Формы воды», взявшей главный «Оскар» 2018 года, другого ждать не приходится. Так что просто насладимся симпатичной картинкой и пойдём дальше.