САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Вознесенский писал стихи и создавал картины

В Центре Вознесенского 27 апреля открылась выставка «Вознесенский. Еще», приуроченная к 90-летию поэта. Проект предлагает впервые посмотреть на Андрея Вознесенского как на художника

Выставка 'Вознесенский. ЕЩЁ' / Фото: Ильяна Андреева
Выставка 'Вознесенский. ЕЩЁ' / Фото: Ильяна Андреева

Текст: Ильяна Андреева

О Вознесенском-художнике известно не так много, как о Вознесенском-поэте.

– Когда мы только начинали работу с архивами, то не знали, что нас ждет. Мы были настолько впечатлены и удивлены тем, что нам открылось в этих архивах, что захотелось поскорее этим поделиться, – рассказывает Ольга Варцева, директор Центра Вознесенского. – Одним из результатов нашей работы стала выставка «Вознесенский. Еще». Среди экспонатов не только архивные работы, но и материалы, предоставленные Московским музеем современного искусства и музеем современного искусства «Гараж».

Эта выставка – первая, где на первый план выходят художественные, а не поэтические работы шестидесятника.

– Мы решили обратиться к той части его творчества, которая менее известна для широкого зрителя. Все-таки поэт Вознесенский известен хорошо, но не так много людей знают, что он был архитектором по образованию и в 90-е обратился к новому жанру искусства. Он стал увлекаться визуальным искусством, экспериментировать в этой области и пришел к не менее талантливым работам, – говорит Ольга Варцева.

Выставка расположилась в трех залах Центра.

Первый состоит из работ, которые Вознесенский делал специально для выставочных проектов.

– Он рисовал всю свою жизнь. Как поступил в Московский архитектурный институт (МАРХИ), так сразу и начал рисовать. А поступить в МАРХИ молодому Вознесенскому посоветовал Пастернак. Сам же Андрей Андреевич планировал подавать документы в Литературный институт и становиться литератором, но мнение Пастернака для него значило многое, – делает небольшой исторический экскурс куратор выставки Дмитрий Хворостов. – Это оказало решающее значение на сложность и специфичность подхода к искусству и к поэзии у Вознесенского. Сам же Вознесенский вспоминал, что ему в голову еще в конце 60-х приходили поэтические строчки уже в виде каких-то образов. Протовизуальная поэзия к нему являлась еще тогда.

Куратор рассказывает:

– В архивах конца 70-х было найдено огромное количество рисунков, эскизов-палиндромов. Видно, что Вознесенский искал и пробовал различные визуальные решения для своих текстов. А в 80-х он будто бы забыл о художествах, и книги, вышедшие в тот период, почти не содержат иллюстраций. Кажется, что он в 80-е оградился от художественного и ушел в мир поэзии, а в 90-х он начинает делать работы-видеомы.

Термин «Видеомы» Вознесенский придумал сам. Именно развитие в этом жанре и позволило заявить миру, что Вознесенский не только поэт, но и художник.

– Видеомы – это естественное продолжение моей поэтической практики, – говорил Вознесенский.

Большая часть видеом посвящена литераторам и поэтам. Среди работ – портреты Есенина, Пастернака и Мандельштама и других.

– Все они построены на консонансах и рифме, – подчеркивает Дмитрий.

В центре зала стоит «Ипатьевская баллада». Ранее этот экспонат не выставлялся, но сам по себе он имел большое значение для Вознесенского.

Куратор выставки Иван Ярыгин в размышлениях о творчестве Вознесенского по мотивам выставки «Вознесенский. Еще» пишет:

«…Описывая свою инсталляцию «Ипатьевская баллада», он говорит: «Думается, что моя жизнь была не напрасна хотя бы потому, что мне удалось спасти от уничтожения кусок деревянной решетки – той, на которую глядели перед смертью убиенные Романовы в ипатьевском подвале. Именно она отразилась в их глазах. Это единственная достоверная реликвия, оставшаяся от той страшной ночи».

На этой мысли он и сделал визуальный акцент. Сам кусок решетки будто бы парит в прозрачном зрачке глаза. Освещение в зале выстроено так, что свет отражается точно в маленьком окошке исторической решетки.

Второй зал посвящен творчеству Вознесенского в период 90-х годов. На стенах – графические работы, которые он готовил для публикаций. Здесь рисунки, визуальная поэзия, исписанные листы и лаконичные этюды.

Среди экспонатов – много автопортретов. Рядом висят листы с зарисовками и записями. Прочитать что-либо очень сложно – почерк у Вознесенского был весьма специфичный.

Фото: Ильяна Андреева

На соседней стене расположили странную подборку из похожих, а где-то и почти неразличимых рисунков. Только вглядевшись, можно понять, что это портреты Хрущева со знаменитой официальной встречи руководства партии с творческой интеллигенцией в Кремле в 1963 году. Тогда Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев резко раскритиковал творчество Вознесенского.

– Андрей Вознесенский был настолько поражен речью Хрущева, что в ответном слове ничего, кроме междометий и вымолвить не смог. Примечательно, что во время своего пламенного выступления Хрущев постоянно махал рукой. И Вознесенский уже в 90-е рассказал, что в тот момент думал о том, почему и зачем Хрущев так активно жестикулирует. Потом уже догадался – Никита Сергеевич искал сливой бочок, чтобы «смыть» Вознесенского, – смеется куратор. – Вот и проиллюстрировал.

В этом же зале расположили и первые цифровые работы Вознесенского. Наиболее яркая – «www.девочка с пирсингом.ru», созданная художником в 1999 году.

У привычной нам девочки с картины появилось несколько проколов: пирсинг на глазах, в носу, на губах, ушах и даже на шее!

Фото: Ильяна Андреева

Сам Андрей Вознесенский на одной из пресс-конференций говорил: «У Серова есть такая картина «Девочка с персиками». Но сейчас более актуально сказать «Девочка с пирсингом». Потому что сейчас наша цивилизация дошла до того, что девочки стали вот такими красивыми. Это своеобразная философия».

– До 2000 года Вознесенский жадно работал с новой культурой и новой реальностью. Следил за последними изменениями. А в нулевые, в том числе из-за здоровья, он больше работал с памятью и с наследием. Мир стремительно менялся, и Андрея Андреевича на него просто не хватило – говорит Дмитрий. – Можно сказать, что «Девочка с пирсингом» стала последним ярким визуальным объектом.

В третьем зале представили несколько крупных объектов Вознесенского как архитектора.

Здесь и проект инсталляции «Поэтарх» для Парижской выставки, и фото знаменитой работы с Зурабом Церетели «Дружба навеки», и зарисовки будущего, но так и не построенного храма в подмосковном селе Захарово. Есть даже небольшой фильм, – но зачем его описывать, если можно прийти и посмотреть? Выставка «Вознесенский. Еще» будет открыта до 27 июля.