САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Парадокс пениса

Фрагмент познавательной и забавной книги о том, какое место фаллос и его образ занимает в природе и культуре

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фаллос издревле считается символом могущества и власти, и мы привыкли думать, что у этого представления есть крепкая биологическая основа. Однако научный журналист Эмили Уиллингем показывает в своей книге, что у природы на этот орган были совсем другие планы — и создавался он отнюдь не для того, чтобы его обладатели были наделены какими-либо преимуществами. Прослеживая эволюцию пениса, автор рассуждает о том, что мы можем сделать, чтобы лишить фаллос его символической нагрузки и покончить с убеждением, что именно он контролирует мужчину, который не способен контролировать сам себя. И делает это с неизменным юмором и иронией.

Предлагаем вам прочитать фрагмент и убедиться.

Парадокс пениса: Уроки жизни из мира животных / Эмили Уиллингем

Пер. с англ. Марии Смирновой М. : Альпина нон-фикшн, 2023. — 378 с.

Удар Молотом

В демонологическом трактате «Молот ведьм» (Malleus Malefi carum) все было изложено достаточно ясно. Автор писал его как руководство по обнаружению ведьм и доказательству их виновности. Трактат должен был стать настольной книгой инквизиторов (Однако высокопоставленные авторитетные инквизиторы отвергли трактат как ненаучный и неэтичный. Можете представить себе содержание этой книги). Фаллическое дерево в Масса-Мариттиме искусствоведы описывают не иначе как «великолепное». «Молот ведьм» прославился как «самая разрушительная книга в мировой литературе». Разрушительная не только для женщин. Пока на сцене не появился Фрейд, эта книга причиняла мужчинам больше вреда, чем любой другой культурный фактор.

Впервые опубликованный в 1487 г., Malleus Malefi carum в течение следующих 200 лет продавался лучше, чем Библия: по всей Европе было распространено более 30 000 экземпляров. У книги было два автора — Генрих Крамер и Якоб Шпренгер, — но Крамер, кажется, играл ведущую роль в создании текста. Он был странным, очень странным человеком. Перечисляя грехи плоти, которая, по его словам, «у женщин ненасытна», он пишет о склонности последних похищать мужские пенисы с помощью «чар».

Ведьмы (то есть женщины), по представлениям Крамера, воруют члены и вскармливают их в гнездах овсом, как птенцов. Автор рассказывает, как мужчина, у которого был похищен пенис, вознамерился вернуть его обратно. Несчастный пришел к ведьмам, собравшимся в своих гнездах, и хотел было взять себе самый большой член, но одна из колдуний погрозила ему пальцем и засмеялась: «Нет! Ха-ха-ха, ты не можешь взять его! Это член деревенского священника». Па-бам. Да, Крамер был священником. Это, видимо, один из многих старых народных анекдотов такого типа. Иногда они имеют одобрительный подтекст (большой член — это хорошо, потому что он воплощает силу и мужество его обладателя, но священник, несмотря на выдающийся размер своего пениса, благочестиво укрощает свои порывы), а иногда — сатирический в духе древних греков (большой член — это символ животного начала, и обладающий им священник не чужд и плотского греха, и лицемерия)1.

Трудно сказать, зачем Крамер записал эту историю. Это было смиренное хвастовство? Или он просто потрясал кулаками? Или хотел казаться ближе к народу?

В «Молоте» описан еще один похожий случай. Некий молодой человек приходит на исповедь и рассказывает священнику о том, что любовница заколдовала его (молодого человека) пенис и он (пенис) исчез. Священник говорит, что сначала хочет «увидеть своими глазами», что члена на самом деле нет на положенном ему месте. Получив удовлетворительные доказательства, он советует молодому человеку уговорить девушку вернуть пенис в обмен на несколько обещаний (неясно, имелось ли в виду, что тот должен будет их сдержать. Полагаю, что нет). Как сообщает Крамер, дело выгорело.

Несмотря на вопиющий идиотизм всех этих рассказов, Крамер не шутил. Женщин действительно часто судили за кражу пенисов. Это преступление было известно в Средние века как «волшебная кастрация» или «волшебная эмаскуляция».

Хотя в 1487 г. лидеры инквизиции и посчитали «Молот ведьм» не особенно выдающейся книгой, в последующие столетия трактат завоевывал все большую популярность. Поддержанный папой Иннокентием VIII, он послужил основанием для вынесения десятков тысяч смертных приговоров. После Реформации знамя охоты на ведьм подхватили и протестанты. Вера в то, что пенис можно украсть, никуда не исчезла.

Украденный фаллос

В сентябре 2019 г. Сандей спокойно шел по улице своего родного города в Нигерии. Он рассказывает, что к нему внезапно приблизился маленький человек по имени Анайо, пожал ему руку и пошел дальше, оставив Сандея с чувством, как будто у него «в одно мгновенье отняли мужественность». Сандей был уверен, что от прикосновения лилипута его пенис полностью исчез, и начал кричать. Встревоженные горожане напали на Анайо и избили его. Полиция также посчитала Анайо «подозреваемым» в преступлении. Он, кажется, выжил, несмотря на все испытания, как, впрочем, и Сандей. Вернул ли Сандей свою «мужественность», мы не знаем.

Нигерийцы, судя по сообщениям в Twitter, восприняли эту историю с насмешкой, явно не впечатленные ни происшествием, ни реакцией полиции, ни решением новостного агентства осветить ее. В основном писали, что обычно так делают мошенники, чтобы привлечь внимание людей на улице и дать возможность подельникам обшарить карманы и сумки зевак. Но, похоже, это был не тот случай. Сандей, видимо, уже был одержим страхом потерять свой пенис. Поэтому, пожав руку Анайо, которого он бессознательно или сознательно подозревал в колдовстве, Сандей искренне поверил, что его «мужественность» только что отняли.

Культуральный синдром, при котором человек верит в то, что его гениталии исчезли или втянулись в тело, называется коро, или синдром втянутых гениталий. Этот синдром распространен повсеместно, но больше всего в Западной Африке и некоторых частях Восточной Азии. Сцена, которую устроил Сандей, является классическим эпизодом коро.

Иногда больные возлагают ответственность на ведьм или колдунов, иногда — на женщин, умерших при родах и мстящих органу, который привел их к смерти. Кто-то рассказывает о призраках женского пола, которые нападают под видом лис и забирают пенисы, потому что у них самих пенисов нет. Женщины также могут страдать от коро, но в основном этот синдром характерен для мужчин.

Страх потерять фаллос — это одно. Добавьте к нему страх стать фаллосом и быть съеденным. И вы получите фрейдизм.

1 В провинции Антик на Филиппинах местные жители до сих пор каждую Черную субботу (субботу перед Пасхой) поджигают гигантское чучело Иуды, набивая его петардами. Единственная часть чучела, которую не набивают взрывчаткой, — это его огромный половой член, который делают из большого куска влажного зеленого дерева (Cruz- Lucero , 2006). Пока Иуда горит, собравшиеся громко распевают песни. Когда чучело сгорает, остается только его фаллос, и участники ритуала собираются вокруг, чтобы благоговейно прикоснуться к нему. Некоторые ученые считают, что этот бессмертный фаллос является символом победы местного населения над агрессивной колониальной католической церковью, в частности над одним крайне непопулярным священником.