САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Алина Сафронова. Разумное, доброе, вечное

Продолжаем публиковать работы, присланные на конкурс рассказов "Доживем до понедельника"

Работы, присланные на конкурс рассказов 'Доживем до понедельника' / Из свободных источников
Работы, присланные на конкурс рассказов 'Доживем до понедельника' / Из свободных источников

Автор: Алина Сафронова, г. Санкт-Петербург

  • Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
  • Д.И. Менделеев

Настя сидела у кабинета директора. Минуты тянулись медленно.

Уроки уже закончились, и ей очень хотелось домой. Да и вообще – держать человека в школе до вечера, – а тем более в пятницу, – неправильно. Все мы люди, в конце концов…

Настя, а точнее, Анастасия Семёновна, работала в школе №5 уже второй год. За это время её вызывали к директору не один раз, и она уже порядком попривыкла к этому, но всё равно каждый раз переживала, как школьница.

Вообще – Настя не хотела быть учителем. Но так сложилось. Баллов за экзамены на переводчика не хватило, и семейным советом во главе с мамой было принято решение подавать документы в пединститут. Именно поэтому теперь она работает учителем английского в средней общеобразовательной школе №5.

Нет, не сказать, что ей не нравится её работа. Даже напротив – ей доставляет удовольствие работать с детьми, а английский язык она просто обожает. Но с ребятами она иногда не справляется. Дисциплины на её уроках нет совершенно, домашнее задание не выполняется, а контрольные списываются. Ещё и класс попался проблемный, а с таким порою не справляются даже бывалые учителя – куда уж ей.

Вдруг дверь кабинета распахнулась, давая Насте понять, что можно входить.

Она вздохнула и резко встала со стула, вмиг превратившись в Анастасию Семёновну. Вытерев мокрые руки о юбку и поправив причёску, она открыла дверь.

- Здравствуйте, Наталья Витальевна.

Наталья Витальевна – директор той самой школы, в которой работала ещё недавно полная энтузиазма Настя. Точнее, Анастасия Семёновна.

Настя боялась её так, как первоклашки боятся прививок. То есть до мурашек и дрожащих коленок. Строгие и холодные синие глаза Натальи Витальевны неприятно смотрели на Настю.

- Здравствуйте, здравствуйте, Анастасия Семёновна. Проходите, присаживайтесь.

Настя притянула к себе стул и села напротив Натальи Витальевны. Синие глаза продолжали сверлить её, и Насте хотелось встать и убежать. Куда угодно, главное – убежать. Но ей нужно было держать себя в руках. Она взрослая и сильная. А ещё она учитель.

- Вы догадываетесь, зачем я вас пригласила?

Наталья Витальевна вопросительно взглянула на сидящую напротив Настю. Настя вздохнула. Конечно, она знала, в чём дело – в её любимом 6А. Это был её табун детей! Абсолютно неуправляемые 30 подростков, только что вступивших в пубертат и хихикавших надо всем, что говорят учителя. Как же ей иногда во время уроков с ними в сердцах хотелось хлопнуть дверью и уйти! Её удерживал только статус учителя и поговорка «Кто умнее, тот и промолчит».

- Да, конечно, Наталья Витальевна.

Настя пристыженно опустила глаза и начала изучать взглядом то пространство пола, где соединялись кусочки паркета. Если провести линию по этому стыку, то получится как будто лесенка, нет, не лесенка, – лабиринт. Ей хотелось строить эти лесенки бесконечно, но нет, – она у директора. На важном разговоре.

Наконец, Наталья Витальевна перестала рассматривать Настю как экспонат в музее.

– Да. Несомненно, я понимаю, что вы молодой педагог и только недавно вошли в нашу дружную школьную семью…

Эти слова за последние два года она произносила приблизительно в десятый раз.

- Но поймите, что это – тут она повысила голос – уже выходит за все дозволенные руководством рамки!

Про рамки Настя тоже слышала не в первый раз. И даже не во второй.

- Федоренков и Ляков снова устроили погром в кабинете биологии. – тут Наталья Витальевна встала и принялась нервно ходить от одной стены к другой. Настя невольно поёжилась. – мало того, что они оторвали скелету руку (а это школьное имущество, прошу вас заметить), они бросались цветочными горшками! Горшками! С живыми цветами! За 10 минут перемены они испортили ремонт, который делался два месяца! И это уже не в первый раз!..

Зачем Наталья Витальевна говорила это, Настя понять не могла. То же самое ей ещё во вторник поведала учительница биологии, Ольга Валерьевна. Во время рассказа бедная женщина то и дело хваталась за сердце и пила из стакана настойку пустырника.

Чем больше слушала Настя, тем грустнее ей становилось. Да, она знала, что её класс не самый лучший в школе. И самое грустное, что виновата в этом, скорее всего, она. Она ведь их учитель, наставник, педагог! Она должна взрастить в них жизненное зерно! (любимое выражение Натальи Витальевны)

- Понимаете, Анастасия Семёновна, вы ведь учитель, педагог! Вы должны прорастить в ваших учениках то самое зерно доброго, светлого, чистого! (вот оно) В конце концов, вы можете обратиться за помощью к специальной литературе – у Бороздиной, например, есть замечательные книги о психологии и образовании! Вы же понимаете, что многое зависит от вас? Бесспорно, что-то закладывается дома, родителями, друзьями, интернетом, в конце концов. Но! Вы же учитель, Анастасия Семёновна!

Последние слова были сказаны с таким давлением, что Настя не выдержала, и маленькая слезинка скатилась по её щеке. Настя быстро смахнула её рукой, боясь, как бы заслуженный учитель РФ и отличник народного просвещения не заметил этой непедагогичной оплошности. Но Наталья Витальевна, увлеченная собственным рассказом, продолжала.

Спустя десять минут, когда все ужасы школы №5, в которых был замешан её класс, были рассказаны, Наталья Витальевна выдохнула и устало опустилась на спинку кресла.

- Надеюсь, Анастасия Семёновна, вы меня поняли. Удачи вам и педагогических успехов.

Подавив очередной вздох, Настя поспешила выйти из кабинета.

Закрыв за собой дверь и прикрыв уставшие за долгий рабочий день глаза, Насте больше всего хотелось раствориться. И чтобы никто в этой жизни больше не смог её найти…

После тяжёлого разговора Настя поплелась в раздевалку, и, накинув на себя пальто, вышла из школы.

Сидя в трамвае и смотря на мелькавшие за окном магазинные вывески, Настя думала о том, что же ей делать с её бедовым 6А. Вызвать в школу всех без исключения родителей? Так было же недавно родительское собрание – ничего не изменилось. Попросить Наталью Витальевну провести серьёзную беседу? Беседы проводились, и не раз. Несколько дней всё было отлично, а потом Настя и остальные учителя снова хватались за голову.

Может быть, Наталья Витальевна действительно права? Настя постаралась вспомнить, когда последний раз хвалила свой класс. Не кого-то отдельно, а именно всех и сразу. Сколько Настя не напрягала память, в её голове всплывало только первое сентября, когда она, ещё со здоровыми нервами и налаженным режимом сна, зашла в класс и даже немного прослезилась оттого, насколько же её шестиклашки вытянулись и загорели за лето. Улыбнувшись им, Настя тихо сказала: «Какие же вы у меня красивые и умные!» – совсем как мать. Но то было в сентябре. А на улице уже несколько дней стоял март.

Тут у Насти в голове блеснула гениальная мысль, вполне достойная головы любого отличника просвещения и образования – чтобы изменить своих учеников, учитель должен измениться сам!

Случилось как будто просветление: действительно, она же педагог! Не просто человек, вдалбливающий в головы учеников понятия о Present Perfect и модальных глаголах, а наставник и помощник!

Отныне педагогика должна стать смыслом настиной жизни! Долой списывание на уроках, молчание у доски и беготню в коридорах! Пора повышать успеваемость и баллы выпускников на экзамене. А книгу Бороздиной она сегодня же прочтёт от корки до корки!

…Дома Настя тут же, без ужина, села проверять тетрадки. По дороге домой она решила начать новую педагогическую жизнь, и именно поэтому стопку непроверенных тетрадок она решила не откладывать, как это случалось обычно, на ночь (а то и на ранее утро), а проверить сейчас же. Однако после первых десяти тетрадей её энтузиазм немного угас, да и в животе противно заурчало, но она решила не останавливаться ни перед чем.

Наконец, когда время перевалило за два часа ночи, а все ошибки в тетрадях были исправлены ярко-красной ручкой, Настя со вздохом поплелась на кухню. Она готова была съесть всё, что найдёт, даже не очень съедобное. Запихнув в себя кусок хлеба и заветренную колбасу, нарезанную ещё к завтраку, Настя решила, что наелась. После этого она добрела до комнаты и сразу же завалилась спать.

На следующее утро она проснулась на удивление бодрой и радостной. Пытаясь вспомнить, что же её могло так обрадовать, она вспомнила – началась новая жизнь. Быстро сделав все утренние дела, она собралась и помчалась в школу. Запрыгнув в трамвай и устроившись у окна, Настя с удовольствием начала думать о том, как сегодняшний день положит начало глобальным изменениям в сердцах и головах всех учащихся 6А. План урока, заботливо придуманный и записанный ею ещё вчера, лежал в сумке. Тетради были проверены. Всё было идеально и не могло пойти не по плану. Но пошло.

Началось с того, что она опоздала. Ну, как опоздала – в школу она влетела за семь минут до звонка, и только на лестнице переключилась на шаг. Она ведь учитель.

Зайдя в учительскую, она столкнулась с учительницей математики – Марией Петровной, которую все ученики за глаза называли Вороной – из-за резкого и громкого голоса.

- Здравствуйте, Анастасия Семёновна. Я к вам по делу.

Почувствовав лёгкие нотки претензии и обиды в голосе Вороны, Настя насторожилась.

- Лёвкин опять получил 2 за контрольную. И, так как конец четверти уже совсем скоро, ему грозит неаттестация – каркала Ворона.

Настя уже было открыла рот для того, чтобы защитить Лёвкина, но прозвенел спасительный звонок, и, взглядом дав понять, что разговор переносится на следующую перемену, Ворона в спешке полетела в класс.

В свой 25 кабинет Анастасия Семёновна зашла немного позже звонка. «Ничего – думала она – развиваем терпение».

Класс встретил её лёгким шумом, вполне приемлемым для первого урока. Поздоровавшись, она записала на доске число и начала новую тему.

И тут случилась первая неприятность. План урока, старательно написанный ею вчера ночью за письменным столом, на том столе и остался. Но, ничего, она решила не унывать, а, как учила Бороздина, призвать на помощь смекалку и постараться отдать всю свою любовь детям.

- Ну, что же, здравствуйте, ребята! – сказала Настя, стараясь говорить нежно, как мама с ребёнком – Тема нашего сегодняшнего урока – фразовые глаголы…

Пока всё шло нормально. Первые парты слушали внимательно, а задние, судя по звуку, проводили реконструкцию гладиаторских боёв. Сделав замечание (не сильно громко и не особо резко, как и подобает настоящему учителю), она продолжила разбирать новую тему.

- Давайте составим таблицу самых популярных фразовых глаголов. Первая у нас будет с глаголом look…

Сразу же после этих слов началось интересное: Ляков (не понятно, правда, почему) со всей силы треснул здоровенным учебником английского своего друга Федоренкова. Тот, как настоящий мужчина, в долгу не остался, и треснул с двойной силой. Тогда Ляков долбанул с тройной. Неизвестно, как долго бы ещё продолжалось построение этой занимательной арифметической прогрессии, но тут Анастасия Семёновна решила проявить другую сторону своих педагогических способностей:

- Ляков, Федоренков, встаньте! Скажите мне, почему вы себя так ведёте? Разве вам неинтересно?

Федоренков и Ляков переглянулись

- Конечно, интересно, – заявили они, ухмыляясь во весь рот.

Анастасия Семёновна почему-то почувствовала, что её обманывают. Но, вспомнив, что главное для детей – любовь, она немного смягчилась и постаралась успокоиться.

- Садитесь, на первый раз прощаю (тут Настя делано нахмурилась). Но ещё один такой раз – рассажу! (всё по Бороздиной)

Повернувшись спиной к классу и продолжая вычерчивать на доске английские буквы, Настя выдохнула – ей тяжело давалась роль строгого учителя. Некоторое время всё шло прекрасно, но вскоре Настя почувствовала что-то странное. Призвав весь свой педагогический опыт, она поняла, что странное – это обычные шарики из смятой бумаги, которыми все школьники этого возраста так любят пуляться на уроках.

Но, о, чудо! Как только вмиг разозлившаяся Настя повернулась к классу лицом – шарики пропали, а все ученики сидели с невероятно серьёзными лицами, некоторые даже записывали. Настя продолжила чертить таблицу – невидимые шарики тоже продолжили биться об её спину. И так несколько раз.

Тогда уже понемногу теряющая остатки педагогического терпения Настя решила присесть за учительский стол и упокоиться, а заодно и вызвать кого-нибудь к доске отвечать заданные на дом правила. Класс моментально притих.

Глаз привычно заскользил по разлинованному листку журнала, остановившись напротив фамилии Лёвкина. Настя уже собралась вызвать его, но, вспомнив сегодняшний случай в учительской, неожиданно для себя решила пожалеть бедного мальчика, заваленного двойками по математике (а заодно и по остальным восьми предметам). Но кого ей жалеть не хотелось – так это Федоренкова и Лякова. Они почему-то не вызывали у неё ни капли сострадания. Но сразу она их вызвать не могла – подумают ещё, что она на них злится и намеренно хочет завалить. А такого быть не должно. Она же учитель.

Решив дать себе немного отдыха от педагогических подвигов, Анастасия Семёновна вызвала одну из лучших учениц класса – Машу Вёдрину.

- Вёдрина, к доске! – сказала Настя твёрдо, но, по возможности, с любовью. Она уже предвкушала пять спокойных и радостных минут, наполненных речью на хорошем английском языке.

Глаза старательной Маши заблестели, и вот она, поправив очки, собралась встать со своего места и идти к доске. Но вдруг как будто невидимая сила притянула громко ойкнувшую Машу обратно к стулу. Маша испугалась и решила встать ещё раз – результат тот же. Настя оторопела. Про такое Бороздина в своей книге не писала. Но тут в классе раздался сначала робкий, а через секунду оглушительный детский смех. Оказалось, что Ляков, сидевший позади Маши, связал две её русые косички между собой, захватив при этом часть школьного стула.

Тут Настя не выдержала и проявила крайний непрофессионализм. В одну секунду ей стали неважны все труды Бороздиной и рассуждения Натальи Витальевны о зёрнах и прочих прелестях учительской жизни. Эмоции, старательно подавляемые Настей половину урока, неудержимо рвались наружу и готовы были обрушиться на головы несчастных детей.

- Ляков, встань немедленно! После уроков! К директору! Вместе со мной! Мать в школу! Завтра же! Сейчас же! – тонул голос Анастасии Семёновны в детском смехе.

Обессиленная Настя села на стул, уже не обращая внимания на бесновавшийся класс. Всё-таки педагогика – это не её…

Но тут наконец раздался спасительный звонок, освободивший Настю от порции ежедневного мучения в лице 6А. После урока она, уставшая, отправилась в учительскую. По расписанию у неё было окно, которое она целиком решила посвятить не планировавшейся заранее проверке тетрадей (сгорел сарай, гори и хата), а отдыху от первого урока и обдумыванию своих педагогических ошибок.

Что же она сделала не так? Старалась же не кричать, не злиться. Транслировала любовь и заботу… Всё в соответствии с основными законами педагогики! Наверное, правы были друзья, отговаривавшие её от поступления в пед. Никудышный из неё педагог! Так, видимость одна – юбка и очки…

Но неожиданно мысли Насти были прерваны криком вбежавшей в учительскую Ольги Валерьевны:

- Анастасия Семёновна! Там ваш Ляков и Зубарев из 6Б дерутся!

Настя побледнела и мигом вскочила со стула. Усталость как рукой сняло.

- Где?

- На втором этаже, у 14 кабинета!

Настя вихрем понеслась на второй этаж.

По дороге она не думала ни о чём, кроме спасения Лякова. Вся её недавняя злость куда-то ушла, и ей вмиг стали неважны все его оценки и опоздания, она была готова сцепиться с любым, кто посмеет обидеть её класс. И она мчалась, мчалась только вперёд, сама не подозревая, что с каждым шагом в сторону 14 кабинета она становится ближе к сердцам ребят.

Конечно, одного дня недостаточно для того, чтобы навсегда измениться самой и изменить своих подопечных. Это долгий и ответственный путь, который Насте только предстоит пройти. Но по капле и море полнится… Главное – по-настоящему любить ребят и стоять за них горой.

Ведь всё-таки она – учитель.