САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Смерть в мире животных

Действительно ли для осмысления смерти необходимо понимание вечности? И другие простые ответы на сложные вопросы из книги Сусаны Монсо

Обложка книги предоставлена издательством
Обложка книги предоставлена издательством

Текст: Людмила Прохорова

Небольшая книга испанского философа Сусаны Монсо «Опоссум Шрёдингера. Смерть в мире животных» (пер. Д. Лупич), вышедшая в издательстве Individuum с эффектной и по-своему игривой обложкой, вписывается в рамки относительно молодого, но весьма серьезного направления философии, известного как философия сознания животных. А если смотреть еще уже, то в основу книги положена такая дисциплина, как сравнительная танатология, которая исследует, как животные реагируют на смерть других особей.

Сусана Монсо дерзнула ответить на вопрос, что животные знают о смерти, и сделать вывод, чему это может научить нас, людей. И если ответить на вопрос каким-то образом удалось (хотя, парадокс, от книги, которая в большой степени основана на примерах, хотелось бы еще больше примеров из животного мира), то вот объяснить, а чему же, собственно, это может научить нас, получилось не вполне. Но проблема ли это книги? Или это само по себе слишком дерзновенное и антропоцентричное желание — сделать какие-то удобные и важные для себя выводы из того, что предполагает просто наблюдение, внимание и понимание…

«В этой книге я утверждаю, что для того, чтобы ответить на вопрос о бытовании понятия смерти в природе справедливо, взвешенно и — если хотите — интересно, мы должны отказаться от антропоцентризма, как интеллектуального, так и эмоционального», — пишет Сусана Монсо.

И в этом, собственно, главное отличие опыта смерти у животных от нашего — смерть для животных не сакральна, смерть не неизбежна. У животных нет понимания неминуемой конечности всего, и от этого смерть не вызывает у них экзистенциального ужаса. Но это вовсе не значит, что животные не понимают этого явления и не испытывают по этому поводу никаких эмоций. Понятие смерти у животных появляется, как обозначает автор, благодаря взаимодействию трех компонентов «Святой Троицы»: когниции, эмоций и опыта.

  • «Для животных, обитающих в природе, а также для людей, живущих в обществах, отличных от нашего, смерть не является абстракцией или отсутствием как таковым. Смерть очень конкретна и осязаема, ее можно понюхать, потрогать и попробовать на вкус. Мертвые — это не отсутствующие особи, а прежде всего разрушенные и не подлежащие восстановлению тела».

Один из самых красивых вопросов в этой книге звучит так: «Действительно ли для осмысления смерти необходимо понимание вечности?» Ответом на него служат целые главы, в которых автор сначала вводит и расшифровывает понятийный аппарат, а затем шаг за шагом подводит к короткому, по сути, ответу — «нет». И именно подход, в котором ниточка за ниточкой расплетается клубок мыслей и смыслов, наиболее привлекает в этой книге. Да, внутри клубка, в общем-то, находится то, о чём сразу и догадываешься, но как элегантно автор ведет читателя к сердцевине клубка!

Всего в книге шесть глав, в названия которых выведены определенные животные, но рассказами только о них эти главы не ограничиваются — «Муравей, который наблюдал собственное погребение», «Слон, который собирал слоновую кость»… Заканчивается всё как раз «опоссумом Шрёдингера» из заглавия книги: который, как мы понимаем из этого шутливого определения, то ли жив, а то ли мертв. И является ключом ко всему повествованию.

Главный спойлер: опоссумом Шрёдингера этот милый зверь у автора стал из-за того, что обладает врожденной защитной реакций — способностью впадать в состояние танатоза, мнимой смерти. В случае танатоза животное не только становится неподвижным, но и активно имитирует характеристики трупа — инсценирует собственную смерть. Опоссум, например, впадает в паралич, понижает температуру тела, высовывает язык изо рта и испускает трупный запах.

Как можно будет понять, прочитав книгу Сусаны Монсо, не только опоссум обладает такой интересной способностью. Сложные формы танатоза встречаются как минимум у земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих. И существуют они, как логично можно понять, для того, чтобы отпугивать хищников. Следовательно, приходит к выводу ученый, само существование танатоза говорит о том, что по меньшей мере некоторые хищники обладают понятием смерти и что это понятие имеет экологический эффект.

Перейдя от опоссума к хищникам, автор завершает книгу заключением под названием «Животное, которое приносит мертвым цветы». Кому она посвящена, как вы думаете?..

  • «Несмотря на явные различия между нашим и другими видами, нас многое объединяет, как выяснил терпеливый читатель. Мы не единственные животные, которые понимают, что такое смерть, не единственные, кто может скорбеть, и не единственные, кто убивает намеренно и ради удовольствия. Ученые уже давно пытаются обнаружить свойство, которое однозначно отделило бы нас от других видов. До сих пор все рассмотренные варианты были в итоге отвергнуты. Ни орудия, ни культура, ни мораль, ни рациональность не являются привилегией человека. Это касается и понятия смерти. Мы не уникальны. Мы лишь один из видов животных — организмы, которые функционируют до определенного момента, но рано или поздно полностью выходят из строя. Возможно, если мы сможем наконец признать себя животными, мы сумеем примириться и с нашей собственной смертностью».