САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Заменят ли писателей нейросети?

Фрагмент обновленной книги Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай 2025», которая научит вас писать настолько классные тексты, что никакой искусственный интеллект будет не страшен

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством

Текст: ГодЛитературы.РФ

«Пиши, сокращай» — хрестоматийная уже книга о том, как писать отличные тексты. Опытнейшие редакторы Максим Ильяхов и Людмила Сарычева подробно рассказывают, в каком порядке подавать информацию, без каких слов текст станет более ясным, как убедить читателя дочитать до конца — и всякие такие важные штуки.

Это издание, конечно, обновленное: устаревшую информацию где надо убрали, а на ее место поместили актуальную. Плюс добавили целых одиннадцать новых глав — так что даже те, кто уже читал предыдущую версию, не уйдут обиженными. Ну а сам материал в книге по-прежнему подан так, чтобы его легко смог применить на практике любой читатель, от журналиста и копирайтера до госслужащего. Кому-то ведь пригодятся простые приемы редактуры на уровне слов, кто-то научится работать со структурой текста, а кто-то углубится в тему отношений с читателями.

Предлагаем вам прочитать ободряющий фрагмент о том, почему пишущим людям не стоит бояться нейросетей.

Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст / Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. — М. : Альпина Паблишер, 2024. — 400 с.

Будущее редактуры и текста в мире нейросетей

Нужно ли вообще изучать текст сейчас, если скоро нейросети станут всё писать за человека? И что будет с текстом как таковым, не перестанут ли люди читать?

Чтобы ответить на эти вопросы, для начала нужно понять, что именно делают нейросети сейчас и чему научатся в ближайшем будущем. А еще — чего они не делают.

Нейросеть может написать текст на заданную тему с нуля, если есть отправная точка и ключевые слова. Он будет основан на том, что когда-либо было написано на эту тему, — как будто студент составляет курсовую по источникам из интернета.

Нейросеть может сократить текст или добавить в него воды, сделать его более формальным или дружелюбным, развернуть тезисный план до полноценной статьи или сделать выжимку.

Еще немного, и нейросеть сможет проверять факты, ставить ссылки на источники, находить логические противоречия, подсвечивать манипуляцию или, наоборот, делать текст более манипулятивным.

Похоже, что нейросети снимут с нас часть монотонной работы. Автор будет тезисно обозначать, о чем писать; а когда нейросеть всё сделает, останется скорректировать ее работу: «Тут добавь эмоций, там — проверь факты, а здесь объясни более понятным языком». Возможно, придется до работать текст самостоятельно.

Нейросети станут таким же инструментом, как орфокоррекция в текстовом редакторе. Орфокорректор снимает с вас задачу вручную вычитывать текст в поисках опечаток, но он не гарантия грамотности. Всё равно нужен автор, который перепроверит за машиной.

И есть еще одна причина, почему нейросети не станут заменой человеку.

Людям не нужен текст как таковой. Текст — это оболочка для идей и человеческих отношений. Когда в основе лежит хорошая идея, он играет второстепенную роль, а если ее нет, то уже неважно, какой у вас текст.

Например, вы в интернет-магазине. Читаете описание товара. Вам не важно, кто этот текст написал: лично собственник магазина, нанятый копирайтер или нейросеть. Вам важно, что продавец отвечает за это описание. А теперь представьте, что вам предложили полистать каталог нейромагазина, где все тексты писала машина. Первым делом вы спросите: «А эти товары можно купить?» И если нет, то интерес пропадет.

Когда вы читаете текст блогера, вам интересен в первую очередь этот человек, а не сам текст. Возможно, вы разделяете взгляды этого автора или он вам симпатичен. А если вам предложат почитать блог нейросети, вы полистаете его ради интереса, хихикнете и закроете: «Ну да, как живой человек». Нет смысла читать блог машины, ведь у вас с ней не будет никаких отношений.

Представьте сайт «Нейроновости», где нейросети придумывают заголовки, пишут текст и рисуют картинки. Человек не участвует в создании этих текстов, всё автоматизировано. Вы ходите по сайту, открываете три-четыре новости: «Ну да, прямо как настоящие». Но вы не будете доверять этим новостям и вряд ли подпишетесь, чтобы читать их каждый день. Это шутка на один раз, а не инструмент для принятия решений.

Теперь сравните: вы доверяете журналисту Иванову и читаете его канал в соцсетях. Вдруг выясняется, что 80% текстов Иванову пишут нейросети. Ну и что? Если Иванов под этими материалами подписывается, значит, это его тексты.

Нейросети не заменят человека в тексте, потому что читателям не нужны нейросети как таковые. Читателям нужны другие люди: их взгляды, характер, ответственность и авторитет. Если у вас это есть, беспокоиться не о чем.

Когда нейросетевые алгоритмы станут массовыми, работа автора изменится, но сам он останется. Вот кто такой хороший автор в эпоху нейросетей:

он чувствует повестку и контекст, понимает, что сейчас неуместно, а что будет пользоваться спросом;

интересуется читателем, его жизнью и проблемами;

в какой-то степени владеет технологиями продаж, воздействия и убеждения, умеет замечать, когда кто-то другой манипулирует мнением читателя;

разбирается в визуальном повествовании и многоканальных коммуникациях, понимает, где лучше сделать видео, а где нарисовать картинку;

его богатство — жизненный опыт, глубина, понимание людей и мира, как у хорошего сценариста или кинорежиссера.

Это только те навыки, которые дают нам преимущество перед машиной. Об остальных — на следующей странице.

Нейросети представляют угрозу для тех, чье главное преимущество — идеальная грамотность. За ошибками в тексте уже давно приглядывают орфокорректоры, а нейросети помогут следить за сочетаемостью и стилистикой (пусть и не идеально).

Проблемы могут быть у тех, кто занимается рерайтом или созданием текстов по шаблону — например, типовых рекламных объявлений. Уже сейчас нейросети здорово переписывают любой текст и подбирают синонимы. Да и вообще они готовы взять на себя всю шаблонную работу.

Нейросети — это угроза бессмысленной деятельности в духе «Набросайте пост, чтобы было»; «Нужно заполнить чем-то сайт»; «Напишите реферат, чтобы получить зачет». Или не угроза, а подспорье, если эта работа поручена вам. Если текст никто не будет читать, можете смело генерировать его с помощью нейросети и тратить высвободившееся время на что-то более полезное.

Как быть востребованным. Вот портрет человека, который может уверенно зарабатывать текстами в России в 2020-х годах:

писать самостоятельно и редактировать чужое;

общаться с героями статьи и экспертами, брать интервью; работать с источниками, находить достоверные и проверять их;

разбираться в визуальном повествовании, придумывать иллюстрации для сложных мыслей; уметь нарисовать картинку с помощью нейросетей;

ставить задачи дизайнеру или иллюстратору, чтобы оформить публикацию.

Отдельный блок навыков — всё, что связано с организацией регулярной редакционной работы: создание блога, канала в соцсетях, бренд-медиа или рассылки.

А вот смежные навыки — то, что нужно в любой творческой деятельности, особенно для работы с клиентом или над проектом:

не бояться общаться с заказчиками; ходить на встречи, вести конспекты, писать и согласовывать задания;

проводить диагностику задачи — разбираться, зачем клиенту текст, статья, блог или видео;

собирать команду проекта (например, дизайнеров, верстальщиков и корректоров); планировать сроки, рассчитывать бюджет проекта, контролировать работу, в общем — руководить;

согласовывать результат с клиентом — получать замечания, обсуждать их, дорабатывать и снова согласовывать, разрешать конфликты.

Можно сказать так: хорошо зарабатывает тот, кто берет на себя роль капитана корабля. Этому человеку дают направление движения, например «запустить блог компании». Дальше он принимает решения, управляет командой и получает результат.

Редактору или копирайтеру необязательно ограничивать себя только текстом. Если хочется приносить больше пользы заказчику и увеличивать гонорар, можно повышать свою пользу для клиента: выходить с уровня исполнителя на другие уровни работы.

Представьте, что к вам обратились за текстом для промостраницы. Вот как можно представить эту работу:

На уровне исполнителя — написать текст. Для этого придется собрать информацию, подготовить содержание для страницы, настроить структуру, согласовать с клиентом, отдать документ. Что дальше клиент сделает с этим текстом — вас не касается.

На уровне организатора — запустить промостраницу. Можно собрать черновой макет страницы, чтобы дизайнерам было проще взять ее в работу. Можно найти дизайнера под эту задачу и принести клиенту готовый макет. Можно самостоятельно сверстать страницу, чтобы клиенту осталось только загрузить ее на сайт и запустить рекламу.

Вероятно, потребуется нанять исполнителей, спланировать встречи, согласовать бюджет, показать клиенту промежуточные результаты. Зато вы снимете с него всю организаторскую работу. И это намного ценнее, чем просто текст.

На уровне партнера — наладить продажи в интернете. Вряд ли конечная цель заказчика — сделать промостраницу. Обычно его задача более глобальна — например, запустить продажи нового продукта в интернете. И может оказаться так, что для этого нужна не промостраница на сайте, а карточка на маркетплейсе или реклама у блогеров. Вы найдете это решение и реализуете его, а еще — возьмете на себя ответственность за результат.

Чтобы работать на таком уровне, потребуется широкий кругозор. Вы будете разбираться во множестве сфер и сможете общаться со своими заказчиками на равных. Размер вашего гонорара окажется под стать этому уровню ответственности.

Люди меньше читают? Часто говорят, что из-за развития интернета люди всё меньше читают. Мол, раньше они запоем глотали толстые книги, а сейчас внимания хватает только на видеоклипы по 15 секунд. Есть ли смысл изучать текст, если коммуникация смещается в сторону видео и аудио?

Посмотрите на это с другой стороны: раньше у людей не было такого выбора, как сейчас. Например, 30 лет назад персональные компьютеры были редкостью и мы в основном смотрели телевизор и слушали радио. В конце 2010-х у нас стало намного больше выбора: телевидение и радио не пропали, но параллельно появились новые форматы и способы восприятия информации: компьютеры, смартфоны, планшеты; сайты, соцсети и стриминги; многопользовательские игры и подкасты.

Раньше доносить свои мысли до широкой аудитории могли немногие: журналисты, телеведущие, кинорежиссеры, писатели. Сегодня любой человек может стать автором и привлечь читателя через личный блог. Кто-то пользуется этим, чтобы создавать пятнадцатисекундные клипы, а кто-то пишет глубокие эссе. Благодаря технологиям у нас больше выбора и больше свободы.

Так будет и дальше: начнут появляться новые способы восприятия и создания информации. Будет больше людей, которые захотят доносить свои мысли: больше компаний будут запускать блоги и вести соцсети; больше людей захотят показать себя миру, больше людей захотят на них посмотреть. Появятся новые типы соцсетей и способы общения, о которых мы сегодня не догадываемся. Возможно, в процентном соотношении число людей, которые читают длинные текстовые эссе, уменьшится. Но появится бесконечно много новых способов донести свои мысли.

Кто сформулирует все эти мысли? Кто напишет сценарии? Кто подумает об интересе читателя? Кто подскажет заказчику, на какую тему стоит сделать публикацию? Кто обеспечит ее создание? Возможно, это будете вы.

Посмотрите на текст чуть шире, чем просто на черные буквы на белом листе. Текст — это сценарий видеоролика; текст — это заметка в соцсетях; текст — это сюжет игры. Смешной мем — это тоже текст, даже если в нем нет ни слова. Фотография или рисунок — это тоже текст, потому что в любом изображении есть мысль и посыл. Технологии помогают нам доносить эти мысли во всё более сложных формах, но посыл и идея по-прежнему остаются. И читателю они неизменно интересны, в какой бы форме мы их ни доносили.

Если вам интересно формулировать и излагать мысли, никакие нейросети вас не заменят. Может быть, через пару лет вы начнете создавать текст голосовыми командами: «Добавь сюда личный пример», «А здесь нужен антипример», «Нет, более агрессивно», «А здесь встань на сторону читателя». Пусть даже нейросеть станет помогать вам формулировать мысли, но источником этих мыслей будете всё равно вы.

В общем, всё будет нормально. Кому есть что сказать и кто умеет сформулировать свою мысль — тот не пропадет.

Вы нужны читателю