Текст: Яков Миркин/РГ
Что будет ровно через 3000 лет? Здесь и на год не угадаешь! Но Владимир Одоевский, известнейший писатель (ему 34 года), взялся, ничуть не колеблясь, в 1838 году за роман "4338-й год" и оставил нам подробнейшее описание того, как и что будет выглядеть тремя тысячами лет позже.
Пожмем плечами? Махнем рукой и подумаем о годе нынешнем? А как же любопытство? И еще то, что Одоевский славился как провидец, всезнайка, фантаст, почти волшебник? Стоит расположиться поудобнее на диване и попытаться понять: что же он обещал в году 4338-м (хорошо бы хоть глазком взглянуть), а что - уже совершилось (он угадал!) и стало нашим обычным, сереньким днем.
Для начала - приятное. "Мы, китайцы, ударились в противоположную крайность - в безотчетное подражание иноземцам; все у нас на русский манер: и платья, и обычаи, и литература; одного у нас нет - русской сметливости, но и ее приобретем со временем. Да, мой друг, мы отстали, очень отстали от наших знаменитых соседей; будем же спешить учиться, пока мы молоды и есть время" (Одоевский В. "4338-й год").
Надо же, до чего довела конкуренция стран, пусть за тысячу лет. Россия и Китай? Они и сегодня не только партнеры, но и конкуренты.
А вот еще одна идея - несчастные американцы! В письме китайского студента, написанном "3000 лет спустя", прямо говорится, что если бы Китай наделал ошибок, то "мы, без шуток, сделались бы теперь похожими на этих одичавших Американцев, которые, за недостатком других спекуляций, продают свои города с публичного торга, потом приходят к нам грабить, и против которых мы одни в целом мире должны содержать войско". Как Одоевский мог угадать "современные течения мысли"? Именно так сейчас считают многие из всех слоев общества. И он же разделил мир на трех главных актеров: Китай, Россия и Америка.
Еще одно его пророчество: Дэн Сяопин. "Что было бы с нами, - спрашивает китайский студент в "4338-м годе", - если б за 500 лет перед сим не родился наш великий Хун-Гин, который пробудил, наконец, Китай от его векового усыпления или, лучше сказать, мертвого застоя; если б он не ввел нас в общее семейство образованных народов?" И мы тоже не знаем, что бы случилось, если бы в конце 1970-х гг. в Китае не появился неожиданно Дэн Сяопин с "бандой крепких стариков" (ему было 74 года) и не начал бы рыночные реформы, чтобы накормить народ.
Бог с ней, геополитикой! Как живем? Из Китая в Россию "мы с быстротой молнии пролетели сквозь Гималайский тоннель, но в Каспийском тоннеле были остановлены неожиданным препятствием". Бинго! Тоннели в десятки километров на глубине до 290 метров под морскими просторами, гигантские тоннели в горах нам хорошо известны. На каких аппаратах летаем через 3000 лет? Аэростаты (естественно, огромные) и "Русские гальваностаты". "Каждым гальваностатом управляет особенный профессор; весьма тонкие многосложные снаряды показывают перемену в слоях воздуха и предупреждают направление ветра". Кажется, это нечто вроде дирижаблей. Есть еще "Русский Министр Гальваностатики" (министр авиации?). "Весьма немногие из Русских подвержены воздушной болезни, при крепости их сложения они в самых верхних слоях атмосферы почти не чувствуют ни стеснения в груди, ни напора крови".
Как это приятно! А по дорогам мчимся на электроходах. Опять угадал! Нынешняя революция электромобилей - как раз по Одоевскому. "Еластическое стекло", гибкое, продукт химии? Ну, конечно же, это наша пленка. "Дамы были одеты великолепно, большею частью в платьях из эластического хрусталя различных цветов. Сквозь радужные полосы ее платья мелькали блестящие струйки и по временам обрисовывали ее прекрасные формы, казавшиеся полупрозрачными". Размечтался! Это же наша синтетика, прозрачности хватает на всех.
"Я в центре русского полушария и всемирного просвещения; пишу тебе, сидя в прекрасном доме, на выпуклой крышке которого огромными хрустальными буквами изображено: "Гостиница для прилетающих". Здесь такое уже обыкновение: на богатых домах крыши все хрустальные, ночью, когда дома освещены внутри, эти блестящие ряды кровель представляют волшебный вид". Кажется, что Одоевский был у нас и насмотрелся на нашу стеклянную архитектуру. И таких гостиниц - стеклянных, освещенных изнутри, полно у аэропортов.
Что еще? Фотоаппараты, множительная техника - через камеры-обскуры. Наши посты в социальных сетях - их он называл "домашними газетами", которые можно множить и рассылать по разным адресам. Телефон? О да - "магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают друг с другом". Централизованное отопление! "Непрерывно огромные машины вгоняют горячий воздух в трубы", в каждом городе есть резервуары - "теплохранилища", "из городских хранилищ теплый воздух проведен частию в дома и в крытые сады". Ага, оранжереи, аквариумы! "В средине здания, на самой Неве, устроен огромный бассейн, нагреваемый, в котором содержат множество редких рыб и земноводных". И еще генетика, гибриды. "Я заметил плоды, которые были нечто среднее между ананасом и персиком, финики, привитые к вишневому дереву, бананы, соединенные с грушей".
Г-н Одоевский, закончили? Конечно нет! Электрическое освещение, прожектора. "Весь сад, засаженный редкими растениями, освещался прекрасно сделанным электрическим снарядом, в виде солнца". Вентиляторы, кондиционирование. "Огромные отверстия вентилатёров, которые беспрестанно выпускают в воздух огромное количество теплоты". И, наконец, чтобы нам спалось спокойно и мы не беспокоились за своих потомков - ЗОЖ, здоровый образ жизни. "Здесь в хорошее воспитание входит наука здравия и часть медицины, так, что кто не умеет беречь своего здоровья, о том, особенно о дамах, говорят, что они худо воспитаны".
"Я заметил финики на вишневом дереве, бананы, соединенные с грушей..."
Все это, конечно, интересно, но наш китайский студент, герой "4338-го года", мудро замечает, что "люди всегда останутся людьми, как это было с начала мира". Приехал он в российскую столицу, в слитый вместе "Москва-Петербург", чтобы понять, что происходит за год до того, как в Землю врежется комета Галлея, "в каком положении будет находиться род человеческий за год до этой страшной минуты". И вот - ответ. "Я не без удивления заметил по разговорам, что в высшем обществе наша роковая комета гораздо менее возбуждала внимания, нежели как того можно было ожидать". Разве что ученые (мудрецы российские) придумали расстрелять ее снарядами. И мы об этом тоже говорим - как убить астероиды, запустить в них ракеты, если что.
Что ж, мы равнодушны к главным вопросам бытия. Мы не очень любим думать о будущем. И нам до "глобального потепления" сейчас - так же, как до кометы Галлея. А между тем дело главное - жить или не жить.
Что сказать? "Человечество, как брошенный сверху камень, который беспрестанно ускоряет свое движение". Так думал о нас умница Одоевский. Не о нас ли он писал? Не был ли он среди нас, пользуясь своим волшебным механизмом предвидения? Он даже рассказал, как сделать это. Кто знает? И кто знает, что он мог бы увидеть в году 2024-м. Может быть, больше покоя? Будем ждать - время создаст в любом предстоящем году свои картины, которые станут нашей жизнью и судьбой.