САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Сборник «36 ступеней ввысь» представлен читателям

В книгу вошли произведения лауреатов и финалистов молодежной премии «Восхождение» 2023 года, в числе которых тексты двух редакторов «Года Литературы»

Фото: Дарья Орлова
Фото: Дарья Орлова

Текст: Дарья Орлова

В доме Ф.А. Лосева прошла презентация сборника «36 ступеней ввысь», в который вошли произведения лауреатов и финалистов молодежной премии «Восхождение» 2023 года.

В сборнике представлены произведения молодых авторов четырех разных жанров: художественная проза, детская литература, поэзия и киносценарий, а также пяти направлений: мистико-метафорическая проза, постмодернизм, новейший реализм, онтологическая проза и мистический натурализм.

В сборник вошли рассказы редакторов портала «Год Литературы» Татьяны Шипиловой и Людмилы Прохоровой, а также тексты лауреата премий «Лицей» и «Радуга» Алексея Колесникова и лауреата молодежной премии «Звездный билет» имени В. Аксёнова Василия Нацентова.

Борис Евсеев, председатель оргкомитета, написавший вступительную статью к сборнику, где охарактеризовал произведение каждого автора, раскрывает главный критерий отбора: молодость текста. Оказывается, далеко не все молодые писатели пишут «молодые» произведения. Есть множество примеров старых, дряхлых и осыпающихся текстов. Борис Евсеев приводит в пример раннюю повесть Михаила Юрьевича Лермонтова: «Очень слабая повесть. Ничто не говорило о том, что он станет Лермонтовым!».

Вторым по важности критерием отбора стал критерий «свободного письма»:

«Фрирайтинг, свободное письмо - это так называемый предтекст, когда вы не выбрасываете то, что написали сначала, не думаете о цензуре, маме, папе, дедушке, Ленине, Сталине и других политический деятелях, а пишите так, как ложится - это очень важно. Предтекст решает дальнейшую судьбу замысла».

В некоторых произведениях сборника присутствует «опережающее отражение действительности» - сложный и не менее важный критерий отбора. Все русские писатели так или иначе опережали действительность, то есть отражали в своих произведениях то, «что приходит». Именно это Борис Евсеев и Лола Звонарева, второй составитель сборника, искали и находили в текстах участников.

«Тот, кто прозорлив, будет спасен. Поэтому многие из вас обязательно спасутся. Может быть, все», - завершает свою речь Борис Евсеев.

Далее берет слово председатель жюри Евгений Анатольевич Попов:

«Появление этой книги - очень важно. Пока автор не напечатан, его как бы и нет - он как бы находится в подвешенном состоянии. Времена всегда жуткие для писателя. Но не только жуткие, но и замечательные - потому что сюжетов много».

Времена пусть и всегда жуткие, но они меняются. Сейчас опубликоваться может каждый - нет такой жесткой цензуры, как была раньше, опубликовать свои книги можно и за деньги. Однако Евгений Попов считает, что сборник «36 ступеней ввысь» - это своеобразная «карточка» для авторов, настоящая, не монетизированная литература, авторский «пропуск» на всю жизнь.

«За кого был Данте? За гвельфов или гибеллинов? Я уже твердо сказать, чем они друг от друга отличались, не могу. Но я знаю, что существовала, существует и будет существовать «Божественная комедия». Ни гвельфов, ни гибеллинов уже нет, нет ни Сталина, ни Ленина, ни Хрущева. А писательство есть, тексты есть. Здесь - настоящее писательство».

Евгений Попов, писатель, мастер семинара прозы в Литинституте. Фото: Фото: Дарья Орлова

Прочитав сборник «36 ступеней ввысь» можно понять, что нас окружает, в какой литературной, повествовательной и политической среде мы сейчас находимся. Вокруг Чехова была своя среда, вокруг Бунина - другая, а вокруг лауреатов и финалистов сборника - третья. По мнению Германа Власова, члена жюри, эта книга - срез, по которому через пять или десять лет можно будет судить, в какой среде мы находились.

«Это некая антология, которая говорит о том, что вот, такое было время, так писали и так говорили. Старались так жить. Это довольно ценно. Я очень рад тому, что такая премия существует».