САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Плакал дождь холодными слезами

О трагедии Беслана, произошедшей 20 лет назад, писать трудно, но надо

На территории мемориального комплекса «Город ангелов» похоронены 266 из 334 жертв теракта в Беслане 1–3 сентября 2004 года, большинство из которых дети. Фото:  Владимир Астапкович, РИА «Новости» / kremlin.ru
На территории мемориального комплекса «Город ангелов» похоронены 266 из 334 жертв теракта в Беслане 1–3 сентября 2004 года, большинство из которых дети. Фото: Владимир Астапкович, РИА «Новости» / kremlin.ru

Текст: Андрей Васянин

Получается, что нам таких сроков для художественного осмысления тех событий недостаточно. До сих пор, например, мало текстов о теракте на Дубровке в «Норд-Осте» или о взрывах в московской подземке в 1996, 1998, 2000 годах. И в этой подборке 3 книги из 4 – это книги, написанные по воспоминаниям участников событий. Да и таких произведений поисковик выдает преступно мало – их единицы.

Между тем люди о происшедшем помнят и, не имея возможности прожить коллективную травму в художественном поле, носят в себе напряжение, которого не осознают, но которое может вырываться агрессивными всплесками. Поэтому так важно писать о трагедиях, снимать о них кино, не замалчивать.

Такие события тяжело вспоминать. И совсем невозможно представить себя среди людей, стоявших вокруг здания бесланской школы – а между тем среди авторов представленных книг есть родители детей-заложников. Но жизнь не кончается, нужно идти дальше, даже если утеряны все ориентиры и человек уже не знает, кому и чему верить.

Эльза Баскаева. «Пепел Беслана»

  • Изд-во: «Владикавказ», 2012 г.

Это воспоминания 150 бывших заложников, по крупицам три года собиравшиеся осетинской журналисткой Эльзой Баскаевой, чья дочь Фатима была одной из заложниц и выжила. Книга получилась болезненно откровенной, за каждой историей стоит реальный человек, и при этом написана живым, не плакатным языком, динамична, в ней 140 глав, каждая из которых посвящена одной жертве теракта.

Хасан Дзуцев. «Беслан после 1-3 сентября 2004 года. Социологический анализ»

  • Изд-во: РОССПЭН, 2008 г.

В этой книге за людей говорят цифры. Статья, расширенная до книги, написана на основе массового опроса «Беслан после 1-3 сентября 2004 года», проведенного Северо-Осетинским отделом социальных исследований Института социально-политических исследований РАН. Всего были опрошены 680 человек, включая экспертов – политологов, врачей, юристов, чиновников, журналистов, политиков. Одной из целей исследования было изучение деформации взглядов на мир и окружающих у участников и свидетелей теракта в Беслане. Это холодный анализ с выводами о социально-политической обстановке в республике после трагедии, ходе расследования обстоятельств и последствий теракта, делаются выводы в оценке действий властей.

Сергей Федотов. «Дети Беслана»

  • Изд-во: «Ауринфо», 2010 г.

Единственная художественная книга о Беслане. Сергей Федотов, офицер МВД, во время работы над «Детьми Беслана» вел личное расследование, знакомился с материалами следствия, собирал воспоминания, в общей сложности более трёх месяцев прожил в семьях бывших заложников. Террористы в книге прячутся в здании школы, а не подкатывают к ней на грузовиках, обрисованы характеры нападавших и пострадавших, описаны ощущения жертв. Ангел на обложке – рисунок заложницы Ани Гумецовой, скомканный листок нашли в кармане школьной формы убитой девочки.

Мурат Кабоев. «Плакал дождь холодными слезами...»

  • Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева, Владикавказ, 2008

Бесланский журналист Мурат Кабоев кропотливо собирал факты о трагедии и о захвате школы. Название книги не случайно: в ночь с 1 на 2 сентября в Беслане разразилась страшная гроза – и такой же сильный дождь лил в день похорон. В книге много фотографий тех трех дней, публикуются письма с рисунками и стихами, приходившими в Беслан со всего мира после трагедии.

За два года была написана повесть «Дети Беслана» (2010 г.), основанная только на реальных событиях... Сейчас в Осетии эта книга считается национальным достоянием.