Текст: Анастасия Скорондаева/РГ
Первые серии были представлены в лермонтовском музее-заповеднике в Пятигорске - то есть, по словам куратора Марины Красновой, как и положено в сериалах, все началось с конца, с развязки - рокового выстрела.
Потом эстафету подхватил лермонтовский музей-заповедник "Тарханы". Станут ли московские серии действительно финальными? Кто знает: плох тот сериал, который не мечтает о следующем сезоне, вот и организаторы намекают уже на продолжение... в Ростове-на-Дону.
Экспозиции в каждой серии разные. Каждая сквозь призму места и времени отражает нить судьбы поэта. В Доме Остроухова предлагают взглянуть на Михаила Лермонтова из Москвы и Санкт-Петербурга - городов, где прошла самая напряженная, динамичная и плодотворная часть жизненного пути поэта.
"Классические тексты, формально не меняясь, даже как будто понемногу старея, оказываются по-новому нужны каждой новой эпохе. Сам этот факт давно известен, хотя механизм такого обновления понятен не до конца, - уверен еще один куратор выставки, завотделом Дома-музея Лермонтова Сергей Шаулов. - В Лермонтове, в его художественном наследии и культурном образе эта смысловая пластичность, способность стимулировать самые разные прочтения и интерпретации очевидна, как, может быть, ни в одном другом русском классике. Тем интереснее периодически его "пересобирать".
Маски не случайный мотив: Лермонтов везде предстает очень разным, и в этом мы не раз убедимся на выставке
Каждый раз ключом к лермонтовскому миру и основой экспозиции становится стихотворение. В данном случае - "Как часто, пестрою толпою окружен...".
В каждом зале экспозиции перед нами люди, которые были близки и значимы для поэта. В первом зале реальность соединится со сном, с маскарадом: здесь представлены портреты как реальных людей, так и героев произведений классика. В центре экспозиции - "маскарадная книга" Лермонтова, с которой в костюме астролога шестнадцатилетний Миша явился на маскарад по случаю встречи Нового года в Московское благородное собрание.
Маски не случайный мотив: Лермонтов везде предстает очень разным, и в этом мы не раз убедимся, вглядываясь в его портреты. Образ его был неуловим, даже современники видели и описывали его совершенно по-разному. На выставке несколько портретов Лермонтова: один канонический, буквально из учебника по литературе, второй - портрет неизвестного, но исследователи предполагают, что как раз это и есть автопортрет поэта, сделанный перед ссылкой на Кавказ. Будто два разных человека. Каким Лермонтов был на самом деле - остается лишь воображать, соединяя и сопоставляя эти образы.
На выставке выглядывают тени двух "главных девушек" Лермонтова - Лопухиной и Хвостовой. И целый зал посвящен его детству, отношениям с родителями. Представлены здесь и мемориальные вещи, и рисунки Михаила Юрьевича, и портреты современников, и иллюстрации к произведениям, и эскизы к театральным постановкам.
Сколько было отпущено поэту? Он не дожил до двадцати шести лет. А живо до сих пор его "из пламя и света рожденное слово". Короткий жизненный отрезок - как вспышка, страсти, чувства и мысли - как топливо. Творчество как "всесожигающий костер" - вот главный двигатель его судьбы. Новая выставка, как и весь музейный сериал, исследует этот процесс горения. А посетителю остается гадать: отчего времена меняются, а Лермонтов и в наши дни - поэт живой и современный.
Между тем
Выставку "Лермонтов. Места силы" сопровождают мероприятия.
30 ноября гостей Дома Остроухова в Трубниках ждет выступление молодых актеров "Штосс: Читка. Вариации. Этюды". По окончании действия зрители смогут обсудить повесть Лермонтова и сам проект с актерами, а также с куратором выставки Сергеем Шауловым.
А 7 декабря здесь же состоится моноспектакль актера Алексея Войтюка - он прочтет "Мцыри".
С 1 по 28 декабря ежедневно в 12:00, 14:00, 16:00 и 19:00 можно посетить обзорную экскурсию по выставке.