Текст: Анастасия Скорондаева/РГ
Сергей Степашин, президент Российского книжного союза:
"Во время любой битвы, кроме патриотов появляются псевдопатриоты, которые наживаются и спекулируют на тех проблемах, которые беспокоят общество. Почему Союз писателей России позволяет публиковать псевдоисследования - мне непонятно.
В детской литературе сегодня тревожиться нужно о другом: продажа детских книг за последний год сократилась на 18 процентов: хорошая книга стоит дорого. Необходимо убрать налог на добавленную стоимость хотя бы на детские книги. Для меня совершенно очевидно, что о детской литературе, детских писателях государство и правительство должно особенно заботиться. Во-первых, нужно вернуть семейное чтение, когда любовь к книге передается от поколения к поколению. Детской книге нужен свой дом, некая институция, которая формировала бы важные идеологические вещи. Возможно, этим местом может стать Российская государственная детская библиотека. Это лучшее место для детей, которое сегодня есть в Москве, а может, и во всей стране. Очень важно, чтобы детских писателей знали, как знают взрослых, в том числе благодаря литературным премиям. Профессия детский писатель намного сложнее, чем взрослый. Потому что детей не обманешь.
Давайте не будем поганить детскую литературу".
Мария Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки:
"Какая детская книга вам сегодня нужна, чтобы вырастить достойного гражданина нашей страны, хорошего человека? Несомненно, хорошая. Как к нам поступают книги? Мы получаем от Российской государственной библиотеки обязательный экземпляр. Мы закупаем напрямую в издательствах и в магазинах. На этапе ввода в библиотечный фонд издания проходят серьезную экспертизу. Кстати, наши специалисты участвуют в составлении рекомендательных списков, которые ежеквартально публикует Экспертный совет по детской литературе при секции детских библиотек Российской библиотечной ассоциации. Хочу напомнить, наши ресурсы - "Библиогид" и Всероссийская энциклопедия детской литературы "ПроДетЛит" в 2024 году были отмечены премией правительства Российской Федерации в области СМИ.
Таким образом, РГДБ, как головной центр детской литературы, собирает детскую литературу практически в полном объеме. Безусловно, к нам попадают и единичные проблемные издания, которые остаются в книгохранении и не выдаются читателям.
Печально, но 56% опрошенных родителей признали, что их знаний о приобщении детей к чтению недостаточно и они хотели бы узнать об этом больше. При этом основной причиной, по которой родители редко читают книги своим детям, стала нехватка времени.
Российская книжная палата ежегодно публикует статистику выпуска книг. На протяжении многих лет на первых местах - классики детской литературы, которые были еще при Советском Союзе: Корней Чуковский, Сергей Михалков, Агния Барто, Самуил Маршак. Но давайте не забывать, что они издавались многомиллионными тиражами. Их произведения распространялись по всей стране. Сейчас нашим современным детским авторам, которые пишут замечательные произведения, такие тиражи и не снились".
Дмитрий Бак, литературный критик, директор Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля:
"Вопрос о "деструктивном контенте" стар, как сама литература.
Можно ли найти золотую середину между картинами сплошного распада и греха под предлогом решения социальных проблем и "лакировочными" сценами непрерывной и всепобеждающей чистоты и моральности без всякой связи с реальной жизнью?
Да, конечно, в искусстве все не так, как в жизни, нельзя на него реагировать, как на жизнь. Сколько ни толкуй, что спектакль "Красная Шапочка" устроен так, что сначала Волк должен трепетную героиню проглотить, - дитя все равно будет кричать актрисе-Шапочке: "Оглянись, там Волк!"
Неужели, прочитав текст о грешнике, мы станем ближе к греху, а после текста о святом - приблизимся к святости?
Именно на этой медийной черной магии слов-сигналов построена пресловутая псевдоэкспертиза. Так, книжечка называется "Бабушка-пират"… Смотрим, даже не Даля, а какой-нибудь примитивный лексикончик: "Пират - морской разбойник, грабящий и убивающий людей". На выходе имеем вывод: "Это книга о героине, которая учит грабить и убивать". К медийной логике отрицательных мемов примыкают еще два подтекста: доносительский и рейдерский. Надо признать, что устремления новейших стражей ортодоксии достигли своей цели: вопросы рассматриваются в высоких инстанциях, задумывается черный передел рынка в отрасли. Ну-ка, допустили ли бы вы в школьную программу книгу с главным героем - эгоистом и убийцей? Это я о романе Лермонтова говорю, если кто не понял. Хотите гарантированный результат по отсутствию всякой зловредности (словредности?) - ну, воссоздайте, к примеру, "редсоветы" при издательствах, переложите всю ответственность на них. Они уж точно постановят, чтобы в "Карамазовых" не было отцеубийства, в "Живи и помни" - дезертирства, а в "Красной Шапочке" - пожирания невинных девочек…"
Борис Кузнецов, директор издательства "РОСМЭН"
"Я двадцать пять лет в книгоиздании, и в настоящий момент детская книга находится в самом худшем положении за все эти годы. А когда еще и в публичное пространство попадает негативная информация о детской литературе, то это порождает еще большее недоверие к современной детской книге.
У нас есть два пути: либо мы будем постоянно обороняться и компенсировать потери и это вряд ли приведет детскую литературу к чему-то хорошему, либо у нас наконец-то появится системная программа поддержки детского семейного книгоиздания, о которой мы говорим последние пятнадцать лет. Я оптимист и надеюсь, что в ближайшее время она начнет формироваться. Нам очень необходимы программы поддержки, например, прототип Пушкинской карты, которая распространялась бы хотя бы на детскую литературу.
К тому же это стало бы определенным вызовом для нашего экспертного сообщества. Все будут понимать, что деньги государственные, возникнет вопрос отбора и рекомендаций. И в этой ситуации детской литературе снова потребуется некая независимая объединяющая институция - Дом детской книги, Союз детской книги - не в названии дело. И история, когда кто-то выискивает "вредные детские книги" и пытается подорвать профессиональное сообщество, - это еще один сигнал, что нам необходима такая организация. Мое глубокое убеждение в том, что творческие союзы не должны проводить никаких экспертиз, профессиональные эксперты должны работать на базе библиотек.
Сегодня же главным рекомендательным сервисом для детской книги стали маркетплейсы. Когда мама хочет узнать, что почитать ребенку, она идет даже не к блогерам, а на маркетплейсы, читает отзывы других мам. Потому что они заняли пустующую нишу: у нас практически нет охватной системы рекомендаций детской книги".
Сергей Тишков, директор департамента "Планета детства" издательства АСТ:
"Все мы, в том числе те, кто пытается что-то регулировать и запрещать, выросли на детских книгах, и книги эти были неплохие. Важно говорить как раз о том, что детские книги являются базой для взросления и становления любой личности. Регулировать этот процесс по определенным пунктам необходимо, не нарушать принятые законы, моральные принципы, писать и издавать по совести, но также важно не нарушать доступ не только к мировой классике, на которой мы росли, но и давать возможность высказаться новому поколению детских писателей и поэтов. Детская литература как явление творческое - первична. А любое творчество имеет мощный заряд креативной энергии и регулируется согласно обратной связи от родителей, детей и всего общества, существующих реалий жизни. Наша издательская работа отвечает определенным потребностям общества, а также синхронна силе творчества писателей и иллюстраторов, художников, поэтов. Если мы будем искусственным образом пытаться моделировать эту историю, вторгаться в творческий процесс, то ничего хорошего из этого не получится. Издатель не может выпускать невостребованные книги. Но какие-то вещи мы действительно пропускаем, которые, возможно, не имеют очевидного коммерческого результата, но нужны для создания уровня издательской и читательской среды, повышают культурный уровень.
Сегодня дети очень рано начинают сами решать, на что тратить деньги. Если мы не будем давать им книги, которые им интересны, они найдут способ, как им развлекаться по-другому, на что тратить деньги в интернете.
Поэтому в первую очередь нужно думать о том, есть ли у наших авторов все условия и возможности писать хорошо, создавать и придумывать литературные проекты на любых доступных носителях. А у издателей работать в нормальных человеческих условиях, а не выживать и обороняться от новых запретов и ограничений. Важно, чтобы книжные магазины открывались, а не закрывались, потому что маркетплейсы больше приспособлены для продажи сопутствующих детских товаров развлекательного формата, которые уводят нашу аудиторию от вдумчивого потребления традиционного формата литературы.
Нужно не забывать, что в скором времени те дети, которые сегодня читают детские книги, вырастут и будут решать серьезные вопросы, работать, а также управлять государством. Поэтому важно не допускать скороспелых решений, не плодить чрезмерное количество запретов, которые будут душить развитие детской литературы сегодня".
Анастасия Орлова, поэт, детский писатель, издатель, лауреат премии президента России в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества:
"Должен ли писатель говорить на сложные темы - смерть, насилие, болезнь, травля? Должен. Для писателей не должно быть запретных тем. Мы не можем прожить много жизней, но через литературу мы можем стать тем или иным героем, пережить сложные моменты. Это развивает и эмпатию, и сочувствие, и тот самый эмоциональный интеллект у ребенка, о котором сейчас много говорят.
Не нужно забывать и про тех детей, которые находятся в эпицентре сложных событий, которые пережили потерю или попали в тяжелую ситуацию. Я знаю, что книги на эти темы во многих библиотеках находятся на особых полках, и библиотекарь в силу своей компетенции может рекомендовать такие книги, чтобы ребенок мог ощутить, что он не одинок в этом мире.
Сейчас говорили о том, что писатель может писать обо всем, о чем пожелает. Но есть опасения, что издатели не захотят выпускать такие книги. Они сейчас рискуют. И есть вероятность, что библиотекари тоже не закупят книги на сложные темы. Проще просто не взять, не рисковать, не ставить под удар, оставить за бортом.
Свобода вроде бы есть, но есть ли она на самом деле? Недавно в редакции меня попросили убрать эпизод, где маленький тигренок переодевается в леопардовое платье тети - тигренок, олицетворяющий ребенка 3-5 лет, который любит наряжаться. Сегодня эпизод такой невинной игры, присущей всем детям, кажется сложным и опасным: могут найтись родители, которым это не понравится, потому что это якобы провоцирует мальчиков одеваться в женское платье. И редакторы перестраховываются.
СМИ довольно редко уделяют внимание детским писателям и детской литературе. Чаще всего, когда случается что-то нехорошее. Но детская литература сама по себе неконфликтное сообщество. А новости, как известно, создаются по другим принципам".
Юлия Брыкова, писатель:
"Сергей Тишков сказал очень точную фразу: есть ли у наших авторов сегодня все условия, чтобы писать хорошо? Кто такие сегодня детские писатели? Обычно это люди, у которых есть основная профессия, которая их кормит. И пишут детские писатели в свободное от основной работы время. Поэтому неплохо бы было вернуть профессии детского писателя тот статус, которым он когда-то обладал, чтобы детские авторы могли творить в полном объеме, чтобы они могли прокормить себя и семью за счет своей деятельности. Детские писатели должны быть уважаемы и узнаваемы. И получать достойный гонорар за свою работу. Сегодня нас и в библиотеки зачастую приглашают бесплатно, а иногда путают с аниматорами. Приходится выбирать между личным временем, своей семьей, своей работой. Мы не жалуемся, а просто рассказываем о тех реалиях, которые существуют.
Вся экспертиза с развитием социальных сетей, к сожалению, ушла к блогерам. У нас блогеры определяют, какие книги читать. Если блогер-миллионник говорит, что эта книга хорошая, ее пойдут читать. Нам необходимо восстанавливать институт литературных критиков, выпускать их точно так же на телевидение, на радио. И рассказывать родителям о том, что есть современная детская литература, буквально показывать, как она выглядит".
Светлана Кривошлыкова, председатель Союза детских и юношеских писателей:
"Светлана, есть ли критерии, кто может стать членом Союза?
Сегодня, по нашим данным, в России насчитывается около 500 современных детских писателей, и более половины из них уже входят в наш Союз. Мы стремимся объединить тех, кто создает книги, которые воспитывают детей в духе нравственности, любви к Родине и уважения к культурным ценностям.
У Союза детских и юношеских писателей нет отдельного экспертного совета, поскольку наша главная задача - поддерживать писателей, помогать им развиваться и создавать качественную литературу. Что касается экспертизы детской литературы, я считаю, что это прежде всего задача государства.
Но важно отметить, что введение цензуры недопустимо. Это может разрушить живую и свободную атмосферу творчества, столь важную для детской литературы. Вместо этого необходимо создавать условия для того, чтобы писатели видели ценность в написании книг, востребованных обществом и государством, и получали за это поддержку".
Наталья Казначеева, канд. педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания":
"Институт воспитания проводит фундаментальные и прикладные исследования в области воспитания и развития детей. У нас работает отдел экспертизы, куда входят ученые-педагоги, детские психологи, которые проводят компетентную экспертную оценку, в том числе детской литературы. Знания психологических особенностей современных детей, задач их социальной ситуации развития, понимание дефицита эмоционального интеллекта, социальных рисков, которые наблюдаются в детской среде, конечно, должны быть у экспертов, которые работают с детской книгой. В нашей работе мы отражаем результаты исследований института и оцениваем детскую литературу на основе задач государственной политики в области воспитания.
Литература очень важна для ребенка во все времена - благодаря ей он накапливает знания, получает уникальный субъективный опыт, осваивает национальную культуру. Современная детская литература обязательно должна включаться в школьную программу. Но это должна быть такая детская литература, которая оберегает традиционные российские духовно-нравственные ценности, национальный код".
Светлана Зорина, президент Ассоциации книгораспространителей:
"Хочу обратить внимание на тревожную ситуацию на рынке детской книги. С 2019 года выпуск книг для детей и юношества сократился по количеству наименований на 31%, а по тиражам на 50%. Недавно Российская книжная палата опубликовала данные за 9 месяцев 2024 года: падение детских книг по тиражу составило 5,7%.
Продажи детских книг в книжном ритейле падают. Если пять лет назад доля продаж детской литературы в книжных магазинах составляла около 30%, то сегодня этот объем сократился до 22%.
Сегодня в условиях сокращения рынка особенно важна системная поддержка детской книги в России. Необходимо больше внимания уделять профессиональным рекомендательным сервисам и ресурсам по детской книге, таким как "БиблиоГид" и "ПроДетлит" РГДБ, "Сто лучших книг для детей и подростков" библиотеки им. Гайдара. Они служат хорошим навигатором для выбора качественной детской книги.
Всероссийские литературные премии по детской книге также важный навигатор. Мы должны популяризировать лучшие детские книги - представлять лауреатов конкурсов на книжных ярмарках, рекомендовать их в качестве приоритетов для комплектования библиотечных фондов, рекомендовать книжным магазинам.
Таким образом мы сможем увеличить стартовые тиражи лучших отечественных книг и сделаем детскую книгу доступнее для читателей".
Ксения Молдавская, литературный критик:
"Псевдоэксперты выступают на языке хайпа, с ними бесполезно разговаривать языком логики и разума. Но вот судебный язык очень бы пригодился. Издатели должны были бы подать объединенный иск о защите чести, достоинства и профессиональной репутации.
У нас сейчас много конкурсов, премий для детских писателей, и они очень разные. Если вы хотите участвовать в конкурсе, посмотрите бэкграунд каждого создателя конкурса, каждого эксперта и сделайте вывод: надо вам это или нет. Навигаторы по детской литераторе очень нужны.
Сегодня у нас издается очень много детской литературы, а выстреливают единицы. Это создает впечатление одноразовости литературы, а это совершенно не так. Ощущение одноразовости позволяет появляться и одноразовым псевдоэкспертам.
Наша премия "Саламандра" - это эксперимент, может ли профессиональная репутация соперничать с финансовыми потоками. Сейчас у нас заканчивается второй сезон премии, и похоже, что профессиональная репутация пока торжествует".
Майя Душкина, канд. психол. наук, доцент Института социальной инженерии ФГБОУ ВО "Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство.)"
"Начиная серьезный, откровенный и злободневный как никогда разговор о детской, подростковой и юношеской литературе, следует сразу обозначить его социокультурный контекст. Памятуя о масштабном характере социально-психологического воздействия последних событий на российское общество, особенно молодых его членов и их родительские семьи, мы не можем полагаться исключительно на теоретические изыскания и стараемся опираться на актуальные научно-практические исследования данной проблематики.
Так, в результате проведенных нами осенью текущего года пилотажных качественных исследований студенческой аудитории на выборке первых курсов гуманитарных специальностей университета, удалось выявить следующие важные феномены.
1) преобладание переводной иностранной литературы над отечественной - в 2 раза; 2) предпочтение жанров, уводящих от реальности в вымышленный мир, где подростки пытаются спрятаться от вызовов современности, например, детективно-приключенческие жанры над историко-биографическими - в 3 раза; фэнтези над научной фантастикой - в 5 раз. Из позитивных явлений, обнаруженных в процессе исследования, можно отметить имеющийся у подростковой и юношеской аудитории интерес к научно-популярной литературе и поэзии, пусть и уступающий заметно иным жанрам по степени выраженности, но все же присутствующий, при всем прагматизме и практикоориентированности, присущим в массе своей данной возрастной группе (поколение Z, зумеры).
Также в процессе проведения фокус-групповых дискуссий и глубинных интервью среди студентов-первокурсников было выявлено, что они практически не читают литературу о войне, только "по необходимости", избегая подобной тематики как пугающей и психотравмирующей, строя при этом свои психологические защиты на основе популярных псевдопацифистских лозунгов общего характера "за все хорошее против всего плохого". Интересно, что наряду с этим было выявлено и характерное для подростков-зумеров "чувство одиночества", в актуальности которого признаются большинство участников проведенных опросов и интервью, а также страх "пустоты", "лишений", "изгнания".
При всем том зумеры не боятся затрагивания и глубокой проработки острых и тяжелых тем в литературных произведениях, таких как темы: а) насилия, б) предательства, в) травли, г) смерти, д) болезни. Но темы эти интересуют их для лучшего понимания возможных поведенческих сценариев и выбора оптимальной модели для себя лично, в аналогичных или схожих обстоятельствах, об общественных или национальных интересах речь чаще не идет, только о сугубо индивидуальных.
Политика в области государственной поддержки выпуска современной отечественной литературы патриотического характера для детей и подростков должна строиться в соответствии с выявленными проблемными зонами и поставленными в соответствии с ними перед литераторами, книгоиздателями, педагогами, родителями и научно-образовательным сообществом в целом актуальными целями и задачами".
Антон Скулачев, председатель Ассоциации "Гильдия словесников", учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 1514
"Я не вижу школу без современной детской литературы. У нас сейчас прекрасное время расцвета детской литературы.
Я не могу лишить своих учеников разговора про стихи Михаила Яснова, Эммы Машковской, Виктора Лунина, Насти Орловой. Я всегда выстраиваю диалог между Тургеневым и его произведением "Отцы и дети" и небольшим рассказом "Дом над морем" Нины Дашевской о том, возможен или невозможен диалог между поколениями и как он выстраивается.
Современная детская литература - это возможность преодолеть искусственные границы между нами и искусством, творчеством. Увидеть, что писатели - не только бородатые старики, чьи портреты висят на стенах. Писатель живой человек, его можно потрогать, его можно о чем-то спросить, с ним можно поговорить. Почему я всячески, говоря языком подростков, топлю за современную литературу в школе - эта литература, при которой у учителя нет ответа, что хотел сказать автор. И это прекрасно.
Здорово, что в современных текстах есть недостатки, что они живые. Мне очень хотелось бы двигаться в сторону педагогики уязвимости, когда учитель готов признать свою уязвимость. Признать уязвимость текста, который он проходит с детьми. И дальше про это поспорить с ребенком.
Сегодня у школьников огромная проблема с эмоциональным интеллектом. И об этом можно и нужно говорить через книжки. Потому что книга - это ситуация безопасного проживания эмоций. Что такое школа? Это возможность как раз создавать эту ситуацию безопасного проживания разнообразной жизни. Разнообразной! И если мы пытаемся ее в какие-то берега забить, то происходит то, что случилось в поэме "Медный всадник". Как писал митрополит Антоний Сурожский, многие очень хотят заморозить океан, чтобы он не представлял опасности. Заморозить океан невозможно, как и художественную жизнь повернуть в те берега, в которые нам очень бы хотелось ее повернуть".
Эльфия Дорофеева, генеральный директор издательства "МОЗАИКА-СИНТЕЗ":
"Наше издательство выпускает книги для дошкольников, в том числе и подвергнувшуюся сейчас критике "Бабушка-пират". Дети воспринимают книгу не так, как предполагают взрослые. Нам кажется, что мы им напишем правильные слова про любовь к Родине, они это прочитают и станут патриотами. Но для ребенка книга - это прежде всего мир эмоций: он погружается в атмосферу истории, чувствует героев, проживает с ними радости и горести, поэтому в первую очередь имеет значение оформление книги и слог - то, как это написано. И взрослый, который эту книгу дает, который книгу читает, доносит до ребенка свои ценностные ориентиры. Поэтому если мы хотим воспитывать новое поколение так, как рекомендует Институт детства, то нужно в первую очередь воспитывать взрослых.
Есть еще один существенный ресурс, который мы недооцениваем, - это дошкольное образование. В детском саду есть своя библиотека и детям читают ежедневно. Но при этом воспитатели современную книгу не очень хорошо знают. Важно через профессиональное сообщество, а не только через Министерство просвещения поддерживать книгами дошкольные образовательные учреждения. В этом году мы впервые добились того, что на ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction, которая открывается уже завтра, 5 декабря, мы проведем День воспитателя. В воскресенье, 8 декабря, для них приготовлена специальная программа. Очень хочется, чтобы педагоги увидели разнообразие детских книг, почувствовали вкус к хорошей детской литературе. Я призываю всех обратить особое внимание на дошкольный возраст, на детские сады и на поддержку воспитателей, ведь именно они закладывают нравственные основы личности ребенка".
Компетентно
В список "вредной литературы" попала книга "Бабушка-пират" Анастасии Лютиковой. Эксперты рекомендательного ресурса "Библиогид" не согласны.
Так о чем эта книга?
Бабушка Рея когда-то была пиратом и плавала на корабле под черными парусами в поисках сокровищ. Бабушка продолжает носить полосатую тельняшку, крутит штурвал и смотрит в подзорную трубу на море из своего маленького домика. Но в остальном она вполне домашняя бабушка - уютно сидит у камина в компании большого белого попугая Боцмана, спасенного ею во время путешествия на Соломоновы острова, и вяжет морские узлы. А по выходным к ней приезжают ее любимые внуки, и она с утра пораньше готовит для них угощенья. По рецепту бабушки Реи юные читатели смогут (конечно, с помощью взрослых) приготовить пирожки с повидлом, а также макароны по-флотски.
Так в чем же вред этой книжки?
Загадка.
Кстати
1 декабря премьер-министр Михаил Мишустин учредил Премию правительства в области детской и подростковой литературы, которую будут вручать с 2025 года. Премии в размере 1,5 млн рублей каждая будут вручаться в семи номинациях.