Текст: Михаил Визель
В среду 5 декабря в великолепном Пашковом доме в самом центре Москвы объявят победителей очередного XIX cезона литературной премии "Большая книга". Последние годы Совет экспертов, отвечающий за выбор номинантов, даёт комментаторам щедрую пищу для анализа и прогнозов, объявляя "короткие списки" размером более чем в футбольную команду. Попробуем быстро пробежаться по номерам этой "сборной России по литературе", как любит говорить один из вдохновителей премии Владимир Григорьев. И расставить игроков на этом "поле" по собственному разумению.
Подчеркнём, что всё нижеприводимое — личное мнение вашего обозревателя, который никак не связан с премией организационно, не имеет доступа ни к какой инсайдерской информации и не льстит себя тщетной надеждой, что уважаемые члены Литературной академии, голосующие за победителей, к этому его мнению как-то прислушаются.
Фаворит
- Варламов Алексей – роман «Одсун» (АСТ, РЕШ)
Ректор Литинститута, доктор филологических наук и просто хороший человек Алексей Варламов в расцвете сил как писатель — и твёрдо держится серединного пути, избегая крайностей как в эстетических своих устремлениях, так и в идеологических проявлениях. Его "золотая середина" — это классическая русская проза, в которой нашлось место рефлексиям и об ушедшей молодости, и о жгучей современности — причём одно закономерно вытекает из другого. Я практически уверен, что большинство голосующих, люди зрелые и придерживающиеся того же серединного пути, поставят максимальное количество баллов именно этой книге. И то, что "Одсун" уже собрал флеш-рояль крупных литературных премий, это только подтверждает.
Группа лидеров
- Шемякин Михаил – автобиография «Моя жизнь: до изгнания» (АСТ, РЕШ)
- Прилепин Захар – сборник рассказов «Собаки и другие люди» (АСТ)
- Илишкина Наталья – роман «Улан Далай» (АСТ, РЕШ)
- Березин Владимир – роман «Уранотипия» (журнал "Новый мир")
Вероятные кандидаты на призовые места — второе и третье.
Михаил Шемякин — всемирно известный художник. А его мемуарная книга — это та самая "одна хорошая книга", которую может написать любой человек, не обязательно писатель, прошедший сложный и плодотворный жизненный путь. Захар Прилепин, уже бывавший в лауреатах "Большой книги", не нуждается в представлениях ни как писатель, ни как общественная фигура. Сборник его рассказов о меньших обитателях его большого семейного дома — трогательный и в лучшем смысле слова аполитичный. И заставляет вспомнить Есенина, который, как известно, гордился тем, что братьев наших меньших никогда не бил по голове. Хотя людей бивать ему (в смысле, Есенину) случалось неоднократно. Владимир Сергеевич Березин — обладатель роскошной бороды и безукоризненной репутации в московских литературных кругах — непременный член всех жюри и всех тусовок, давно при этом не номинировавшийся сам ни на какие премии. Между тем его роман в высшей степени искусен, хотя и чуть старомоден — не по тематике, а по эстетике — застрявший, кажется, во времена игровых романов Милорада Павича и Умберто Эко. Ну так и премия называется не "Дебют" и не "Лицей".
Ну и наконец Наталья Илишкина: что называется, дерзкая дебютантка, тоже уже вышедшая из лицейского возраста и представившая дебютный под своей фамилией неожиданный роман о калмыцких казаках-буддистах. Семейная сага, социальная революция, мультикультурность, полиэтничность — чек-лист густо заполнен правильными галочками. Да еще и "народный выбор".
«Беллетристика»
- Вагнер Яна – роман «Тоннель» (АСТ, РЕШ)
- Мршавко Штапич – роман «Устойчивое развитие» (Городец)
- Бобылёва Дарья – роман «Магазин работает до наступления тьмы» (АСТ)
"Беллетристика" — слово в контексте "Большой книги" ругательное, и приходится признать, что именно нацеленность на "нормального читателя" может помешать этим трём авторам занять призовые места. Впрочем, Яна Вагнер, автор экранизируемых бестселлеров, в этом и не нуждается. Пожалуй, то же можно сказать и про Артема Ляшенко, публикующегося под псевдонимом-девизом Мршавко Штапич, значащим по-сербски что-то вроде "тощий паренек". Хотя его роман о бедовом пиарщике, уезжающем из романтических соображений "в глушь" за очень длинным заводским рублем, едва ли когда-нибудь будет экранизирован. Что касается Дарьи Бобылевой, она, можно сказать, незаконная комета, залетевшая из области фантастики, и выход её книги о волшебном букинистическом магазине в центре Москвы в финал "Большой книги" уже сам по себе есть что-то фантастическое. Впрочем, мы живем в такое время etc.
«Филология»
- Шульпяков Глеб – биография «Батюшков не болен» (АСТ, РЕШ)
- Драгунский Денис – роман «Подлинная жизнь Дениса Кораблёва» (АСТ, РЕШ)
"Филология" тоже вообще-то слово ругательное: "Et tout le reste est littérature", надменно некогда процедил Верлен. Ему казалось, ничего хуже этого быть не может. Но век XX его поправил, может: литературоведение, мнящее себя литературой. Но тот ли это случай? Ваш обозреватель — всё-таки сам несколько филолог, и теряется в догадках. Документальное повествование Шульпякова о сошедшем, сходящем с ума Батюшкове и пролегомены ко всем известным "Денискиным рассказам", написанные, как ни странно, самим сильно повзрослевшим Дениской, т.е. Д.В. Драгунским — изысканное, конечно, чтение, но все-таки может оказаться немножко too much.
Мемуаристика
- Тарковский Михаил – художественные воспоминания «42-й до востребования» (Вече)
Михаил Тарковский — автор, как выражался по другому поводу В. Курицын, сугубый. Эта в целом лестная характеристика может сыграть, однако ж, дурную шутку именно в контексте премии, претендующей всё-таки не только на гамбургский счёт, но и на всероссийский охват.
«Духовные вирши»
- Аксёнов Василий – сборник «Флегонт, Февруса и другие» (Лимбус-пресс)
- Алексеева Надя – роман «Полунощница» (АСТ, РЕШ)
- Волос Андрей – роман «Облака перемен» (журнал "Дружба народов")
Слово «вирши» резко отрицательное по отношению к поэзии, но в данном случае мы употребляем его как обозначение архаичного жанра. Три романа исследуют состояние души в религиозном и даже в православном контексте. Что, конечно, заслуживает всяческого уважения, но провоцирует почти грибоедовский вопрос: а читатели кто? И если в случае с Надей Алексеевой ответ отчетливо просматривается — по меньшей мере это восторженные зрители фильма "Обитель", а Василий И. Аксенов, прикипевший сердцем к сибирской деревне Ялани, в нем словно бы и не нуждается, то роман Андрея Волоса так и не нашёл себе книжного издателя... В отличие от романа Березина, тоже номинированного по журнальной публикации, но с того времени нашедшего и издательский дом в "Азбуке". И по-прежнему фигурирует в качестве журнальной публикации. Это прекрасно для премии "Букер". Ну она же ведь не даром давно почила в бозе. А для "Большой книги" может оказаться маловато.
Впрочем, обо всем мы узнаем уже совсем скоро.