Текст: Даниил Кудрявцев
В Институте бизнеса и дизайна прошла встреча студентов с итальянской художницей-иллюстратором Даниэлой Парески. Встреча прошла при поддержке Ассоциации союзов писателей и издателей России, ведущим выступил издатель Михаил Визель, редактор импринта «Ласка-пресс» издательства “Городец”, уже выпустивший две книги Даниэлы: “Айаччо” и “Башмак”, и готовящий к печати еще две, «Уши Антонио» и «Диковинные животные». Переводчица “Башмака” Вера Федорук переводила слова Даниэлы для студентов института, и наоборот.
Однако в сорок пять лет, вот уже десять лет назад, она отказалась от этой профессии и решила стать художником — так она могла рисовать то, что хочется, так, как ей нравится. Даниэла не считает себя именно иллюстратором: она рисует календари, картины, даже винные этикетки (не самое любимое ее занятие, но оплачиваемое). По словам художницы, она всё больше становится автором — то есть рисует книги, в которых картинки важнее текста.
Даниэла Парески рассказала, что хотя иногда художнику достаточно принести в издательство портфолио, чтобы получить работу, ей пришлось пробиваться по-другому. Она много участвовала в конкурсах, ходила на ярмарки и общалась с издателями — делала так, чтобы её заметили. “Это как в школе, — говорит Даниэла, — если вы не поднимете руку — вас не спросят”. Сейчас она сотрудничает с двумя итальянскими издательствами – Il Barbagianni и Lavieri. Её книги отбирают для Международной книжной ярмарки в Болонье и издают в других странах — в том числе в России.
Как заметил Михаил Визель, “Россия - холодная страна, поэтому нам нужны тёплые краски в иллюстрациях”. И тёплые тона роднят работы Даниэлы с работами российских художников. Сама Даниэла сказала, что это может быть потому, что родилась она в Феррaрe, где климат гораздо несколько ближе к российскому, чем, например, в Генуе, где она живёт сейчас. Она считает, что именно “феррарские туманы” делают её работы более понятными нам.
Но “понятные” не обязательно значит “привычные”: Даниэла убеждена, что
Что-то подобное она хотела сделать в своей книге “Диковинные животные”, которая готовится к выходу в издательства “Ласка-пресс”. Как сказала художница, до того, как Линней придумал научную классификацию животных, люди пользовались какой-то другой. Даниэле было интересно выйти за границы привычной системы и показать читателю другую, неожиданную. По её словам, она больше любит иллюстрировать концепции, чем истории — вероятно, поэтому у неё и родилась идея такой книги.
Даниэла считает, что просто красивой картинки недостаточно.
Потому что работа иллюстратора не в том, чтобы повторить текст книги, а в том, чтобы дать другую точку зрения. И в самом деле, в работах Даниэлы всегда есть или скрытая от беглого взгляда история, или неожиданный взгляд на привычное. Например, показывая студентам изображение жирафа, жующего мимозу, Даниэла сказала, что это иллюстрация Международного женского дня 8 Марта. “Глядя на эту картинку, я слышу, как жираф с чавканьем жуёт цветы”. Тут стоит отметить, что по-итальянски «жираф» — женского рода, что придает эффектной картинке дополнительные смыслы.
“Я не верю в талант, я верю в предрасположенность,” — заявила художница в первые минуты встречи. Когда Даниэла была маленькой, ей очень нравился запах карандашей, поэтому она много рисовала. За рисунки её хвалили — а это было почти так же приятно, как запах карандашей. Поэтому она рисовала ещё больше, отрабатывая свою технику. Вот так врождённая предрасположенность сделала её художником. Но, как считает Даниэла, кроме многих часов практики необходимо самопознание. “Увидеть себя сложнее, чем найти свой стиль, а вы будете проявляться во всём, что делаете,” — сказала она будущим дизайнерам и художникам. “Я, например, человек анархического склада, поэтому для меня совершенно невозможно рисовать по линиям.” По этой же причине в работах Даниэлы иногда встречаются неправильности — “ошибки”, как она сама их называет. “Я изучала архитектуру, я знакома с перспективой, но иногда я позволяю себе сделать что-то неправильно.” Под самопознанием Даниэла понимает также осознание своих слабостей: “Я изображаю животных потому, что не умею рисовать людей”, — призналась художница.
К вопросам про вдохновение Даниэла подходит не менее практично. “Если вы ищете вдохновение, пойдите в библиотеку, возьмите стопку книг, полистайте и поймите, что вам нравится, что вас вдохновляет”. По мнению Даниэлы,
Сама она готова сутками работать над тем, что ей интересно, поэтому зачастую берёт по несколько проектов одновременно: “Моя работа сценографом научила меня грамотно распоряжаться временем, а работа над несколькими проектами попеременно позволяет мозгу переключаться”.