САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Снежное лето». Поэты читали свои стихи на книжной ярмарке

Презентация поэтического сборника новой фронтовой поэзии «ПоэZия русской зимы» прошла на ярмарке non/fictio№

Книжная ярмарка non/fictio№  / Олеся Курпяева
Книжная ярмарка non/fictio№ / Олеся Курпяева

Текст: Владимир Емельяненко

Аншлаг в пресс-клубе был таким, что завсегдатаи Международной книжной ярмарки non/fictio№26 пришли со своими складными стульями. «Анна Долгарева будет читать», — перешептывались знатоки. «Только «Зиму»? Или «Русская весна» тоже будет? – уточняли самые продвинутые. «Попросим, если что», — договаривались гости.

«Вы, наверное, наши стихи уже наизусть знаете», — начал встречу поэт Дмитрий Артис.

«В авторском исполнении еще нет», — пошутил кто-то. Тем самым шутник сформулировал, пожалуй, главный принцип представления поэтического сборника издательства «Лира» и телеканала RT «ПоэZия русской зимы»: свои стихи по просьбам слушателей читали авторы поэтического сборника Анна Долгарева, Влад Маленко, Дмитрий Артис, Екатерина Годвер, Александр Антипов – художники, создающие новую русскую фронтовую поэзию. Всего в книгу вошли произведения 27 известных поэтов, в числе которых также Дмитрий Мельников, Анна Ревякина, Ольга Старушко, Динара Керимова. Предисловие к сборнику написал писатель Захар Прилепин. Это второй поэтический сборник, первый назывался «Русская весна».

«Между ними прорва времени, — говорит Дмитрий Артис. — Крымская «Весна», она еще о мире, как и положено весне, о надеждах на цветение лета, о четкой, но гражданской позиции; а зима, минуя лето, — сразу об СВО. СВО ведь — не то война, не то время года, — в душе каждого. Я, когда вернулся оттуда, с передовой, все время делю себя на части: в душе с теми, кто остался там, а живу здесь и сейчас, к себе и людям вокруг прислушиваюсь. Приходится по запчастям разбирать личность и свою, и тех, кто рядом. Как? «Брать бессонницу измором». И когда меня просят читать это стихотворение, чувствую, живу не зря».

Самыми распространенными вопросами читателей были не вопросы о стихах, они их цитировали наизусть, заставляя смущаться авторов: те извинялись, когда заглядывали в книгу, чтобы вспомнить свои же строчки. Самыми больными были простые вопросы: «А как вы встретили СВО?», «Не обидно, когда называют Z-поэтами?», «Были те, кто от вас отвернулся?»

Эффектом «снежного лета» назвала состояние раздвоенности «плюшевых пацифистов» поэт Екатерина Годвер. «После 24 февраля 2022 года война, так или иначе, пронизывает воздух мирной жизни, по-другому не бывает, — говорит Екатерина Годвер. — Даже в мирных стихах вибрирует чувство тревоги. Это как снег летом». Зал сразу попросил прочесть ее свое стихотворение «Я держусь за воздух».

Потом Анна Долгарева читала «Бабушка крестила вертолеты», «И упала звезда», «Стой, Россия». И как-то само собой все вставало на свои места: зима не только время года, СВО не только время, отражающее суть, вместе они приближают весну, которой не может не быть – весну Победы.