САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Саламандра. Победителю достается контракт

12 декабря в московской Центральной городской детской библиотеке им. Гайдара состоялся финал второго сезона конкурса детской литературы «Саламандра»

Конкурс на лучшее литературное произведение для детей и подростков 'Короткий список, или Саламандра' объявил победителей второго сезона.
 / предоставлено конкурсом 'Саламандра'
Конкурс на лучшее литературное произведение для детей и подростков 'Короткий список, или Саламандра' объявил победителей второго сезона. / предоставлено конкурсом 'Саламандра'

Текст и фото: Вера Федорук

  • «В этот раз такой список, что хочется бить себя по рукам».
  • Марина Кадетова, изд. «Компас-гид»

Премия «Саламандра» уникальна по своему формату: ее организаторы — специалисты по детской литературе, некогда эксперты другой премии для детей и юношества — «Книгуру»: Ксения Молдавская, Алексей Копейкин, Алена Васнецова и Ольга Пружинина. Они выступают в роли первого фильтра и прочитывают все поступившие произведения, чтобы сформировать лонг-лист (он же шорт-лист). Затем лист передается издательствам-партнерам конкурса. Издательства, в свою очередь, отбирают те рукописи, которые готовы опубликовать. У «Саламандры» нет ни премиального фонда, ни попечительского совета, ни даже красивых дипломов в рамочке: единственная награда участникам — контракт с издательством.

В чем новаторская идея и конкурентное преимущество этой премии? Одна из больших проблем современных издательств — работа с так называемым «самотеком» — рукописями, приходящими от неизвестных авторов (а порой и от известных). Редакторских рук на все не хватает, и порой письма с сокровищами так и остаются непрочитанными в недрах издательской почты. Некоторые издательства проводят свои собственные конкурсы («Настя и Никита», «Розовый жираф»), но это требует немало желания, помноженного на внутренние оргресурсы: так, после нескольких лет «Росмэн» приостановил «Новую книгу» — оставив, впрочем, конкурс литературы young adults, одноименный своему тематическому импринту "Кислород".

В случае с «Саламандрой» роль чтецов-первооткрывателей берут на себя эксперты, мнению которых издательства доверяют. В свою очередь, экспертам-организаторам во главе с Ксенией Молдавской удалось привлечь к сотрудничеству очень разные издательства, что расширяет возможности для участников: на этой бирже почти на каждый товар найдется свой покупатель.

Первый сезон показал, что схема работает: были опубликованы почти все произведения из длинно-короткого листа, среди них — прогремевший «Таракан из Руанды» Ульяны Бисеровой («Абрикобукс»).

Во втором сезоне партнерами премии стали следующие издательства: «Абрикобукс», «Компас-гид», «Ламинария», «Самокат» и «Издательский дом Анастасии Орловой». На премию поступило 263 рукописи от 235 авторов и авторских коллективов. География — Россия, Молдова, Беларусь, Германия, Канада, Индонезия, Финляндия, Дания, Польша, Сербия, Словения, Великобритания, Испания, Грузия, Нидерланды. В финал вышло 27 произведений.

Финал проходил не в конференц-зале на 1000 человек, а в Методическом отделе московской Центральной городской детской библиотеки им. Гайдара, хозяйкой которой выступила главный библиотекарь Татьяна Рудишина, угощавшая гостей чаем и мандаринами. Те представители издательств, конкурсанты и эксперты, кто смог присутствовать лично, собрались за одним столом, остальные участвовали онлайн. Поддерживая статус премии, которая делается исключительно своими руками, вместо бизнес-презентации, транслируемой из проектора, Ксения Молдавская и Алена Васнецова развернули палантин с изображением «Звездного неба» Ван Гога с приколотыми на него записками, на которых значились названия конкурсных произведений. Имена авторов на этом этапе оставались неизвестными (интрига, интрига!). Впрочем, издатели узнавали руку некоторых авторов и без имен. Далее издательства оглашали свой выбор, и узнавали имена авторов.

Выбор издательства «Абрикобукс»:

  1. «Пожирающий» Полины Щербак
  2. «Ошибка в коде» Татьяны Моркиной
  3. «Ленивец говорит» Дмитрия Сиротина
  4. «Река времени» Юлии Весовой
  5. «Стеша не теряется» Натальи Евдокимовой

Выбор издательства «Компас-гид»

  • «Нина Пташкина, Анубис и Тайна Петра I» Анастасии Клочковой
  • «Братство рыбьего хвоста» Николая Назаркина

Выбор издательства «Ламинария»:

  • «Записки разносчика сверчков» Юлии Говоровой

Выбор издательства «Самокат»

  • «Пожирающий» Полины Щербак
  • «Записки разносчика сверчков» Юлии Говоровой
  • «Рассказы для чтения под лампой и под пальмой» Веры Федорук
  • «Ошибка в коде» Татьяны Моркиной

Таким образом, авторы постапокалиптического фэнтези «Пожирающий», книги тонкой медитативной прозы «Записок разносчика сверчков» и повести про редкую неизлечимую болезнь «Ошибки в коде», которых выбрали сразу три издателя, смогут выбрать себе издательство по душе и гонорару.

Конкурс на лучшее литературное произведение для детей и подростков "Короткий список, или Саламандра" объявил победителей второго сезона.

Ксения Молдавская зачитала сообщение от Анастасии Орловой, главы «Издательского дома Анастасии Орловой», которая не смогла присутствовать ни онлайн, ни офлайн по болезни: Анастасия попросила больше времени, чтобы сопоставить произведения участников с возможностями издательства.

Все издательства-участники отметили, что в этом сезоне уровень конкурса, который и в прошлом году был очень высок, вырос еще больше, и часто приходилось бить себя буквально по рукам, чтобы не набрать больше своих возможностей.

А конкурс, как и в прошлом году, открыл книжному рынку новые имена. Впрочем, среди участников — и это говорит об уровне премии — были и те, кого мы хорошо знаем: помимо уже названных, после «развиртуализации» оказалось, что свои рукописи подавали Елена Липатова, Станислав Востоков, Светлана Лаврова и Ольга Замятина.

А под занавес финала состоялся торжественный стенд-ап критиков-организаторов (всех, кроме отсутствующей Ольги Пружининой), которые на все лады расхваливали перед издательствами рукописи, не отобранные в издательские портфели, проявив при этом немалый актерский талант. Остается рассчитывать, что и эти рукописи, выпорхнув из гнезда «Саламандры», найдут для себя хороший дом.

Библиотека Саламандры 2024

(Все тексты всех победителей)