Текст: Галина Малинина, главный специалист РГАЛИ
Первые пятнадцать лет своей жизни Ромен Роллан провел в маленьком городке Кламси в самом центре Франции. Отец его был нотариусом в пятом поколении. От матери Ромен унаследовал музыкальность, независимость суждений. В 1881 году семья переехала в Париж, где Роллан сначала закончил лицей (1886), а затем и одно из лучших высших учебных заведений Франции – Эколь Нормаль (1889).
Получив диплом историка, он отправился в Рим преподавать в тамошней французской школе. Возможно, профессия историка, а также близость к наследию античности привели к тому, что первые его литературные опусы 1890-х годов были связаны с глубокой древностью – эпохой Эмпедокла, Калигулы, событиями Крестовых походов. Но вскоре из-под его пера появились и более яркие исторические сочинения – драмы об эпохе Французской революции. Этими пьесами заинтересовались парижские театры. Вскоре на сценах в Париже были поставлены «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902).
Однако пребывание в Италии вдохнуло в литератора новые силы, позволив почувствовать радость от соприкосновения с историей искусства. Шедевры итальянской живописи способствовали появлению на свет биографической книги Р. Роллана «Микеланджело» (1907).
И совершенно особую притягательную силу он ощущал в музыке, которая сопровождала его буквально на каждом шагу. В Италии не могло быть иначе.
По возвращении в Париж, Роллан пишет диссертации «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» и «Упадок живописи в Италии после XVI столетия», которые защищает в Сорбонне в 1895 году. Докторская степень дает ему право получить должность профессора и начать преподавать историю музыки в Эколь Нормаль (1897–1902), а затем и в Сорбонне (1902–1912).
В это время Роллан считал себя музыковедом, он даже был одним из основателей музыкального журнала «La Revue d’histoire et de critique musicales» («Обозрение музыкальной истории и критики»), где публиковал свои исследования о Бетховене, Генделе, Дебюсси, Сен-Сансе (1901–1910).
Параллельно в это же время Роллан развивает и свою литературную деятельность, которая оказывается в тесной связи с его музыкальными увлечениями. Так, знаменитый роман «Жан-Кристоф» повествует, по словам самого автора, о Бетховене, живущем на рубеже XIX–XX столетий. Свой монументальный труд (10 книг, объединенных в 4 тома) писатель называл четырехчастной симфонией. Во многом благодаря именно этому роману, законченному в 1912 году, Роллан вскоре стал лауреатом Нобелевской премии по литературе (1915).
В годы Первой мировой войны Роллан, уже соприкоснувшийся с социалистическими идеями, уезжает в нейтральную Швейцарию, где создает статьи для сборника «Над схваткой», в которых резко осуждает происходящее в Европе. В этом же ключе он пишет фарс «Лилюли» (1918) и роман «Клерамбо. История свободомыслящего человека во время войны» (1920). Во Франции эти пьесы запрещают ставить в государственных театрах, его перестают печатать. Оставшись в одиночестве, Роллан находит новое увлечение: осваивает основы индийской философии и религии, а на свет появляются книги «Жизнь Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивеканды» (1930).
Параллельно этому Р. Роллан пишет новую многотомную эпопею «Очарованная душа», в которой ясно обозначены антифашистские настроения автора. Работу над романом он закончит в знаменательном 1933 году.
В Швейцарии литератор проживет в итоге более четверти века. Здесь он в 1929 году познакомится со своей будущей женой Марией Кудашевой, которая возьмет на себя не только бытовые заботы, но и станет помощницей писателя, его литературным секретарем.
Роллан был одним из тех представителей западноевропейской культуры, кто приветствовал революцию 1917 года. Его романы были весьма популярны в СССР и издавались огромными тиражами. Настоящим бестселлером в нашей стране стала повесть Р. Роллана «Кола Брюньон». По ее мотивам Дмитрий Кабалевский создал оперу «Мастер из Кламси» (1938), которая считается одной из вершин его творчества.
В течение 20 лет, с 1916 года, писатель вел оживленную переписку с Максимом Горьким. В результате в июне – июле 1935 года именно по приглашению Горького Роллан вместе с русскоязычной женой Марией приехал в СССР. Здесь французский литератор встречался со многими руководителями страны, писателями, музыкантами, артистами: К. Фединым, Л. Леоновым, Вс. Ивановым, С. Маршаком, И. Сельвинским, Ф. Гладковым, М. Шагинян, С. Прокофьевым, Д. Кабалевским, А. Гольденвейзером, В. Весниным, В. Пудовкиным, В. Немировичем-Данченко.
28 июня 1935 года в своем кремлевском кабинете Роллана принял И.В. Сталин. Встречи подобного рода укрепляли авторитет руководителя страны Советов за рубежом, но одновременно были свидетельством незаурядных талантов и самого писателя. До Роллана подобных аудиенций удостаивались только Бернард Шоу и Герберт Уэллс. На встрече присутствовали Мария Кудашева, которая вела запись беседы на французском языке, а также дипломат А.Я. Аросев (отец популярной впоследствии актрисы Ольги Аросевой) в качестве переводчика.
В 1938 году писатель возвращается из Швейцарии во Францию. Он поселяется недалеко от родного Кламси – в маленьком городке Везле, а осенью следующего 1939 года сюда приходят немцы. До самой смерти писатель остается на оккупированной территории. И работает над многотомным исследованием «Бетховен. Великие творческие эпохи», которое посвящено немецкому музыканту – но из совершенно иной эпохи, которая дала человечеству радость творчества. Роллан не доживает до освобождения совсем немного. Он уйдет из жизни в самом конце 1944 года.
***
Фонд Ромена Роллана в РГАЛИ — небольшой, он включает в себя 76 ед. хр. В него вошли материалы, связанные с пребыванием писателя в СССР – статьи, написанные им для советской прессы, письма деятелям культуры того времени. К этому необходимо добавить более 100 ед. хр., рассредоточенных по разным фондам РГАЛИ. Все они также относятся к периоду 1930-х годов и группируются вокруг визита Р. Роллана в нашу страну.
- Иллюстрации:
- 1. Фотография Р. Роллана. 1930-е. РГАЛИ. Ф. 2057. Оп. 1.
- 2. Фотография Р. Роллана с женой М.П. Роллан (Кудашевой) на Красной площади в Москве. Лето 1935 г. РГАЛИ. Ф. 3068. Оп. 2.
- 3. Фотография Р. Роллана с М. Горьким. Лето 1935 г. РГАЛИ. Ф. 2068. Оп. 1.
- 4–5. Статья Р. Роллана «Европа, освободись или умри! (ответ Гастону Риу)» / «Europe, élargis-toi ou meurs! lettre ouverte à Gaston Riou». На французском языке. 1 января 1931 г. Автограф. РГАЛИ. Ф. 1325. Оп. 1.
- 6. Эскиз декораций С.М. Эйзенштейна к пьесе Р. Роллана «Взятие Бастилии» для постановки в любительском театре Политотдела 15-й армии «Коммуна» в Великих Луках. Б., кар. 22 апреля 1920. РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1.