САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Кинолитература на ММКФ: Васильев, Толстой и снова Пушкин

Картины, уже показавшие себя на прошедшем 47-м Московском международном кинофестивале

Лого ММКФ / Изображение сгенерировано нейросетью Шедеврум
Лого ММКФ / Изображение сгенерировано нейросетью Шедеврум

Текст: Дмитрий Сосновский

На минувшем 47-м Московском международном кинофестивале было немало разнообразных программ, и в большинстве традиционно хватало произведений, так или иначе основанных на литературе. Кое-что уже выходит в широкий прокат, что-то появится там в ближайшее время, а некоторые картины ещё придётся подождать.

«В списках не значился»

Началось всё фильмом открытия фестиваля – военной драмой Сергея Коротаева (ранее работавшим над сериалами), основанным на знаменитой повести писателя-фронтовика Бориса Васильева.

Её, напомним, в 1995 году уже экранизировал Андрей Малюков – получилось вполне достойно (особенно по тем временам). Хотя Васильев и остался недоволен тем, как скомканно в ленте «Я – русский солдат» показана эволюция главного героя – Коли Плужникова, совсем молодого парня, прямо из училища попадающего в ад Брестской крепости в самом начале войны.

Трудно сказать, как бы литератор, почивший в 2013 году, отреагировал на новую версию, но, что интересно, сюжетно больше она напоминает ремейк, чем попытку полноценной адаптации – даже начинается примерно так же, игнорируя самое начало повести, описывающее училище и предвоенную Москву.

Фильм спродюсировал Владимир Машков, отведя себе небольшую, но заметную роль старшины Степана Матвеевича и рассказчика за кадром (что звучит несколько старомодно), а на главные роли назначив не слишком примелькавшегося Владислава Миллера и дебютантку Алёну Морилову (Мирра).

Несомненное достоинство картины – очень здорово поставленные боевые сцены, хотя графика на «задниках» порой всё же хромает. Громкий успех «Брестской крепости» (2010) Александра Котта и Игоря Угольникова повторить всё же не удалось, но ко Дню Победы это – вполне подходящий выбор для просмотра в кино, где фильм уже вышел.

«Семейное счастье»

Молодая режиссёр Стася Толстая (сейчас ей 27 лет) дебютировала в полном метре на прошлогоднем ММКФ в программе «Русские премьеры» с провокационной эротической мелодрамой «Тайное влечение», нещадно (и по делу) раскритикованной.

Это, однако, не помешало ей в этот раз оказаться уже в основном конкурсе, замахнувшись на наследие самого Льва Николаевича Толстого (совпадение фамилий – отнюдь не случайное), причём на произведение, которое сам писатель совсем не любил. Настолько, что, разочаровавшись, перестал писать.

Тем не менее риск оказался оправданным – работа вышла гораздо более зрелой и вызвала невероятный ажиотаж на смотре – зал был переполнен даже на пресс-показе. А исполнитель главной роли Евгений Цыганов получил «Серебряного Святого Георгия» за лучшую мужскую роль.

Пару ему в этой костюмной семейной мелодраме об отношениях зрелого мужчины с совсем молодой девушкой составила 23-летняя Евгения Леонова, до того снимавшаяся как раз в «Тайном влечении». И здесь она выглядит куда убедительнее. Так что любителям жанра стоит обратить на фильм внимание – правда, дата проката – 11 сентября.

«Бесконечный апрель»

Пьеса драматурга и сценаристки Ярославы Пулинович 2011 года была перенесена на экраны при содействии известного режиссёра Алексея Федорченко («Демоны революции», «Овсянки», «Небесные жёны луговых мари», «Война Анны», «Последняя “Милая Болгария”»).

От революционных потрясений и бытовых неприятности до старческой деменции и циничной брошенности в декорациях одной отдельно взятой питерской квартиры рассказывается и показывается драма о судьбе «маленького человека», скромного интеллигента, прожившего весь XX век в своей квартире в Санкт-Петербурге.

Это – один из самых примечательных и тяжёлых (наряду с душераздирающим алтайским «истерном» «Волки») фильмов в программе «Русские премьеры» этого года. Так что советуем не пропустить, когда он выйдет в прокат.

«Отель “Онегин”»

Весьма и весьма своеобразная премьера состоялась в программе ММКФ «Арт-кор» – анимационный проект Ирины Евтеевой о любви к Александру Сергеевичу Пушкину – о нём кинематографисты всё никак не устанут снимать.

Обычные съёмки, оригинально стилизованные под анимацию (привыкнуть к этому будет непросто), комбинируются с настоящей мультипликацией, а сюжет изобилует отсылками к творчеству великого писателя и поэта. В комплекте – непременный говорящий Кот Учёный.

Произведение местами, прямо скажем, странноватое и порой, как сейчас принято говорить, «даёт кринжа», но его просмотр определённо представляет собой необычный опыт. Даты премьеры пока нет.

«Гадкая сестра» (18+)

Обратим взгляды за границу, откуда на фестиваль приехал боди-хоррор норвежки Эмили Блихфельдт, чтобы эпатировать московскую публику.

Нетривиальная интерпретация «Золушки» братьев Гримм была показана в рамках программы «Дикие ночи», которая в этот раз особенно получилась (чего стоят только канадские «Вампиры-зомби... из космоса!»).

Всем известная история рассказана с точки зрения сводной сестры Золушки Эльвиры, и о последней мы узнаём пару совсем не красящих её фактов. Как, собственно, и о «прекрасном принце». Впрочем, и сама Эльвира с её мамашей – далеко не святые и ради успеха в свете готовы на всё.

Исключительно малоприятное сборище гнусных персонажей, продемонстрированных с предельным натурализмом, являет собой непривычный взгляд на т.н. «новую этику» и местами остроумно иронизирует над «лукизмом» – популярный теперь тренд в поджанре (вспомним «Субстанцию»).

Словом, это вам не кровавые Винни-Пух с Пятачком, а нечто куда более занятное.