ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Художник или нейросеть? Что будет лучше?

Художникам пока не о чем переживать, нейросеть не заменит иллюстрацию, а в особенности — детскую, пришли к выводу знаменитые мастера

Дискуссия «Авторский стиль художника vs. искусственный интеллект/ Иллюстрация Игоря Олейникова
Дискуссия «Авторский стиль художника vs. искусственный интеллект/ Иллюстрация Игоря Олейникова

Текст: Мария Сафонова

В шатре детской и учебной литературы прошла публичная дискуссия «Авторский стиль художника vs. искусственный интеллект. Как сделать иллюстрацию детской книги нескучной?» В дискуссии приняли участие художники-иллюстраторы детских книг: Игорь Олейников, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры; Вадим Челак, член Московского Союза художников; Ирина Петелина, лауреат Всероссийского конкурса «Образ книги»; Яна Седова, многократный лауреат Всероссийского конкурса «Образ книги» и Никита Терешин, старший преподаватель Института графики и искусства книги им. В. А. Фаворского Московского Политеха. Модератором беседы выступил Егор Тулин, член Союза дизайнеров России, арт-директор диджитал-агентства LightsON.

В самом начале диалога Егор Тулин вывел на экран пять изображений и спросил, какое из них сделано человеком. О том, какая картинка настоящая, а какая сделана нейросетью, пообещали рассказать в самом конце.

Что такое авторский стиль, объяснила Яна Седова. Именно благодаря авторскому стилю мы можем отличить художников друг от друга, почуять «перо» нутром. Для Яны Седовой инструментами авторского стиля выступают форма, цвет и персонажи. У Игоря Олейникова подход немножко другой.

«Я ищу вопрос к каждому слову, а рисую ответ. Мне нравится переворачивать образы — в этом мой авторский стиль»,

— сказал Игорь Олейников.

Ирина Петелина подошла к вопросу основательно и строго — сразу же показала, как её работы «перерисовала» нейросеть Midjourney, и вынесла неутешительный вердикт: её стиль Midjourney скопировать не смог, а стало быть, надо делать так, чтобы скопировать было никак нельзя.

Так и по словам Вадима Челака, искусственный интеллект

в вопросах иллюстрирования пока «ничего не умеет»,

а что касается авторского стиля — то рисовать надо так, как оно рисуется. В своих рисунках Челак делает упор на образ, на сам характер книги. И если «Сказки дядюшки Римуса» по настроению очень дурашливы — то и рисовать их надо также: озорно и несерьёзно.

Тут вспомнили про комикс по «Евгению Онегину», который выходил в прошлом году в АСТ — как пример нейросетевого творчества, которое смогли «продать». Вот, мол, до чего прогресс дошёл: уже штампуют книжки нейросетями нарисованные! Но такой, пример, если честно, кажется довольно нерепрезентативным: скандал вокруг нейросетевого «Онегина» разгорелся довольно быстро. АСТ обвиняли в использовании некачественной, неочищенной генерации, много ругались на сокрытие факта использования нейросети. Короче говоря, выпускать можно что угодно — другой вопрос, что покупать подобное читатель попросту не хочет.

На защиту ИИ встал Никита Терешин, отметив, что генерации используют больше как своеобразную основу, идею для вдохновения, а остальное всегда дорабатывается руками. В чистом виде ИИ чаще используется в коммерческой, рекламной или газетно-журнальной сфере, но до книги ИИ ещё очень, очень далеко.

В который раз подняли вопрос и об авторском праве. Что делать, если с помощью нейросети скопируют твой стиль?

Ответа нет. Петелина вспомнила историю художницы Винсенты. В НИУ ВШЭ обучили нейросеть на базе работ художницы, и получилось так, что просто невозможно отличить… И вот что делать? Авторский стиль не является объектом авторского права (даже у Миядзаки, который был очень недоволен тем, что его стиль перенесли в нейросети, никак не получилось запретить обучать на его мультфильмах генеративные модели).

Но, как говорят сами иллюстраторы — их ИИ не страшит.

«Я рисую своё, — говорит Олейников. — Ручную работу ничто не заменит». И это правда: именно нарушения, искажения, ненормальности — это то, чего не терпит ИИ, стремящийся выдавать идеальную картинку.

Совет для молодёжи, развивающейся в сфере иллюстрации, дала Ирина Петелина: «Надо следить и за тем, и за другим; уметь работать и руками, и с искусственным интеллектом как минимум для того, чтобы посмотреть врагу в лицо».

Вы помните о пяти изображениях, нарисованных в начале? Наконец зрителям показали единственную человеческую работу. Её опознала где-то половина аудитории. Результат неплохой, но несколько пугающий — половина зрителей просто не смогла отличить человека от машины. Но тут, скорее всего, просто повезло с правильным запросом. Потому что в конце круглого стола Егор Тулин продемонстрировал свои генерации Бабы-яги. По его словам, ИИ производит впечатление «трудолюбивого, всегда готового к действию, но максимально тупого ассистента». Искусственный интеллект лишен фантазии и ломается, когда надо проиллюстрировать Бабу-ягу, просто потому что не понимает, как можно стоять в ступе.

Короче говоря, художникам пока не о чем переживать. Присматриваться к ИИ как к инструменту можно, но не стоит думать, что искусственный интеллект заменит иллюстрацию, а в особенности — детскую. Нам хочется, чтобы наши дети росли на чем-то светлом и сделанном с трудом и любовью, а детские книги — это лучшее проявление света, труда и любви.