ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кто стал лауреатом Госпремий в области литературы и искусства и гуманитарной деятельности

Объявлены лауреаты Госпремий в области литературы и искусства и гумдеятельности

Оглашение имен лауреатов государственных премий РФ за 2024 год в области науки и технологий, литературы и искусства / Александр Корольков
Оглашение имен лауреатов государственных премий РФ за 2024 год в области науки и технологий, литературы и искусства / Александр Корольков

Текст: Максим Васюнов, Елена Новоселова, Мария Бабалова, Наталья Соколова/ РГ

По традиции в преддверии Дня России стали известны имена лауреатов Государственных премий за 2024 год. Награждение пройдет в Кремле 12 июня. Премии лауреатам вручит президент РФ Владимир Путин.

Поляков Юрий Михайлович, писатель, драматург - за вклад в развитие литературы

Пуртова Тамара Валентиновна, директор ФГБУК "Государственный Российский Дом народного творчества" - за вклад в сохранение и развитие нематериальной художественной культуры

Чайковский Александр Владимирович и Шалашов Алексей Алексеевич, художественный руководитель и генеральный директор ФГБУК "Московская государственная академическая филармония" - за вклад в развитие музыкальной культуры

Чубарьян Александр Оганович, академик Российской академии наук, научный руководитель ФГБУН Института всеобщей истории РАН - за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности

Николай Иванов, Ответственный секретарь Правления Союза писателей России о лауреате Госпремии Юрии Полякове

- Юрий Поляков, конечно же, провокатор. Не из серии литературных власовцев, для которых чем хуже Союзу писателей России и литературному процессу в целом, тем лучше. Поляков провоцирует обсуждение прочитанного, заставляет говорить о себе и своих героях. При этом одни его ненавидят за бескомпромиссную гражданскую позицию радетеля русского языка и народность характеров героев, другие пожимают руку: "Спасибо, что мы не одни".

Будем откровенны: сопровождают его творчество и голоса, что он якобы тоже поспособствовал едва ли не развалу Советского Союза, создавая книги не "за", а "против". Только вот при более внимательном и углубленном прочтении его повестей и романов осознаешь: это все о нас с вами. Именно так к автору приходит народность, именно такая позиция при блистательном владении словом и сюжетом выдвигает автора в первые ряды самых престижных премий. Зафиксировать безусловное литературное лидерство - это тоже поступок среди коллег-литераторов и читателей, это тоже веяние времени. Мы можем оценить это время как отечестволюбие.

А еще Юрий Михайлович - это не про количество изданных книг, тиражей, экранизаций и театральных постановок. Интернет при необходимости подсчитает все. Поляков - это атмосфера времени. Погружение в него и атмосферу события, о котором собираешься писать, начиная со "Ста дней до приказа", "ЧП районного масштаба", "Работы над ошибками" и далее по всем станциям, на которых сходил автор по воле поезда жизни. Удивляет в его биографии и литературных предпочтениях только дно: выходец из рабочей семьи, он не написал ни одной книги на производственную тему.

Причин может быть две. Первая - уважительное отношение к рабочему человеку, когда он, увлекающийся гиперболой и сатирой, на подсознательном уровне не мог себе позволить даже литературно поерничать в сторону людей, создающих основу по укреплению Отечества. И вторая - честность перед читателем: писать о том, что досконально знаешь сам. Кстати, на это нацеливает и его общественная деятельность во всевозможных комиссиях, когда чувство ответственности выносится на государственный уровень и любая ошибка может повлиять на судьбу того или иного человека. А писателей без биографии практически не бывает.

Судьба ведет писателя Юрия Полякова по следам героев книг, и вне сомнения, мы еще увидим не одну и не две новых книги автора. В них будет главное - характеры людей, живущих рядом с нами. Атмосфера времени. Правда нашей с вами жизни. И та самая провокационность, которая никогда не оставит равнодушной читателя, не позволит отложить книгу...

Юрий Поляков. Фото: РИА Новости
Тамара Пуртова, директор "Поленовского дома"

Благодаря Тамаре Валентиновне Пуртовой - директору государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова - знаменитый Поленовский дом продолжает свою главную миссию: помогать любительским театрам по всей стране. У его истоков стояли знаменитый художник Василий Поленов и не менее прославленный меценат Савва Мамонтов. И Поленов, и Мамонтов жили идеей просвещения народа. Это они сделали из Дома, открывшегося в 1915 году, не просто очередную сценическую площадку, а центр, который будет заниматься народным просветительством.

Почему любительским театрам сегодня нужна помощь? Потому что любительская сцена - это площадка для экспериментов, уверена Тамара Валентиновна. Вспомните московские театры-студии на Юго-Западе, на Пресне, студенческий театр МГУ. Они все начинались в Поленовском доме. Сегодня здесь - настоящая творческая лаборатория народного искусства. "Наша задача - вернуть моду на традиции, и молодежь все чаще к ним обращается: поп-культура использует этнику - и в музыке, и в танцах, и в декоративно-прикладных практиках", - не раз отмечала в интервью Пуртова.

Начиная с 2014 года под руководством Пуртовой развивается система методической поддержки народной культуры для специалистов и творческих коллективов Крыма, Донецкой и Луганской Народных Республик, а в последние годы и Запорожской и Херсонской областей, в Новороссии воссоздаются областные центры народного творчества.

"Тамара Валентиновна посвятила более 40 лет своей профессиональной карьеры сохранению, развитию и популяризации народного художественного творчества, жанров любительского искусства и нематериального этнокультурного достояния народов России, - рассказала "РГ" член совета экспертов Госпремии, генеральный директор Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Екатерина Проничева. - Она - автор идеи и создатель электронного Каталога объектов традиционной культуры народов России - уникального банка о традициях и нематериальном наследии народов страны.

Так благодаря ей два объекта "Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья" и якутский героический эпос "Олонхо" были включены в Список шедевров нематериального наследия человечества, создаваемый ЮНЕСКО. Она - главный разработчик проекта Федерального закона "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации". Автор понятия "нематериальное этнокультурное достояние", которое заменило зарубежный термин "нематериальное культурное наследие", создатель проекта "Золотая антология народной культуры". Благодаря ей были приняты исторические решения правительства РФ - о создании государственной информационной системы - Федерального Реестра объектов нематериального этнокультурного достояния".

Пуртова - автор множества масштабных творческих проектов. В том числе ежегодного Международного фестиваля народного творчества "Золотое кольцо", принятого в 90-е годы под эгиду ЮНЕСКО. С 2006 года на этом фестивале во Владимире побывало более 3 тысяч участников из 40 стран. В чем уверена Пуртова - в силе национальной и гуманистической идеи, заложенной в народной культуре: она всегда учит толерантности и добрососедству.

Тамара Пуртова. Фото: национальнаяполитика.рф
Александр Чайковский и Алексей Шалашов, художественный руководитель и гендиректор Московской филармонии

Московская государственная академическая филармония под руководством Алексея Шалашова и Александра Чайковского стала флагманом музыкальной и в целом культурной жизни для всей России. Абсолютно заслуженно и закономерно - в тот момент, когда классическое наследие требует такого же ревностного сохранения, как и природа, - огромный труд этого творческо-менеджерского тандема сегодня отмечен Государственной премией.

Сразу в нескольких залах каждый день проходят концерты, в том числе и общедоступные, адресованные как самым взыскательным меломанам, так и самой широкой аудитории. И внушительную часть этих программ можно благодаря видеотрансляциям увидеть и услышать практически в любой точке мира. Выступить на филармонической сцене в нашей столице считают для себя честью самые именитые и прославленные музыканты и артисты.

Александр Чайковский. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Алексей Шалашов - выпускник Московской консерватории им. Петра Ильича Чайковского по классу скрипки. Еще студентом был приглашен в знаменитый Большой симфоническй оркестр им. Чайковского, где прослужил четверть века сначала музыкантом, а последние три сезона до 2001 года - директором коллектива.

А с тех пор - лишь с паузой в четыре года, связанной с работой в федеральном Министерстве культуры, - жизнь Алексея Шалашова связана с Московской филармонией. Сотня абонементов, тысяча концертов, сотни и десятки коллективов и проектов, среди которых такие, как "Всероссийские филармонические сезоны" или Российский национальный молодежный симфонический оркестр - уникальный образовательно-концертный проект.

А с 2003 года соавтором и создателем многих ярких творческих замыслов Московской филармонии является ее художественный руководитель - Александр Чайковский, один из крупнейших композиторов нашего времени, признанный мастер оперного жанра. При этом творчество Александра Чайковского охватывает все основные музыкальные жанры - от академического до "легкого". В 1972-м он окончил Московскую консерваторию по специальностям "фортепиано" (класс Льва Наумова) и "композиция" (класс Тихона Хренникова). С 1976 года преподает в Московской консерватории на кафедре сочинения, с 1994-го он - профессор. В 2005-2008 годах занимал пост ректора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Автор более десятка опер, неизменно созвучных эпохе. В их числе "Один день Ивана Денисовича" по повести Солженицына, "Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане", "Альтист Данилов" по роману Орлова, "Ермак", "Сказ о Борисе и Глебе", "Рубеж" или "Любить на войне", премьера которой только что состоялась в Красноярском театре. Им созданы 8 симфоний и другие партитуры для симфонического оркестра; оратории "К солнцу" на стихи Тютчева, "От имени земного шара" на стихи Сельвинского, "Русский реквием" для солистов, хора и оркестра, "Государево дело" (к 400-летию Дома Романовых); музыка к теле- и радиоспектаклям, кинофильмам, театральным постановкам.

В сегодняшней России Александра Чайковского и Алексея Шалашова можно по праву назвать в числе самых ярких и увлеченных энтузиастов и пропагандистов фундаментальных классических ценностей. Благодаря их титаническим усилиям вырастает все больше юношей и девушек - то самое молодое поколение, для которого академическая музыка совсем не чуждая невидаль, а повседневная потребность души.

Алексей Шалашов. Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Александр Чубарьян, академик Российской академии наук, научный руководитель ФГБУН Института всеобщей истории РАН

Дипломат от науки, потомственный интеллектуал и москвич. Историк с большой буквы Александр Оганович Чубарьян из тех ученых, само присутствие которых в нашем культурном и гуманитарном пространстве оспаривает аксиому, что незаменимых нет. Вся его жизнь связана с Академией наук.

Научный руководитель Института всеобщей истории РАН побывал практически в каждой стране Европы и досконально знает историю наших с ней отношений. Благодаря ему отечественная историография обогатилась новым направлением - изучением "европейской идеи" в мировой истории. Мюнхенский сговор, разделы Польши, упорное отрицание участия в Великой Отечественной войне со стороны некоторых постсоветских республик - мало кто из ученых сможет так глубоко, мудро и деликатно ответить на самые неудобные вопросы.

Ученый-дипломат, сопредседатель многих двухсторонних комиссий историков, умеет найти общий язык с коллегами. До последнего поддерживал отношения с украинскими, литовскими, польскими учеными. Один из блестящих примеров дипломатии Чубарьяна - российско-германское учебное пособие по истории XX века. На книгу ушло 10 лет жизни, работы, нервов, дискуссий. Из 20 глав 14 имеют два варианта: российский и немецкий. Они посвящены вопросам, где консенсус найти нелегко. Однако Чубарьян был убежден, что молодые граждане не только России, но и Германии должны знать о Сталинградской битве, которая стала смертельным испытанием для Рейха. И настаивал на том, чтобы такая книга была. Теперь любой российский или немецкий школьник может снять ее с полки в библиотеке. К слову, первая презентация и прошла в Берлинской национальной библиотеке. Она произвела фурор, поскольку в истории это был единственный опыт ученых, чьи страны смотрели друг на друга через прицел, имели такой трагический опыт отношений, но смогли написать учебник.

По мнению Чубарьяна, наука, поглощенная только собой, куда не поступает свежий воздух других взглядов, не может быть полноценной. А еще он убежден, что она интернациональна и поэтому оказывается выше и сильней любых политических конфликтов.

Как-то он сказал, что надо написать про Вторую мировую, как Ремарк написал про Первую мировую войну. Рассказать про "потерянное поколение", которое было не только поколением победителей, но и поколением потерпевших, из немецкого плена переместившихся в советские лагеря, поколением потерявших близких, поколением в эвакуации. "Я сам жил в эвакуации, тяжело болел. Мама моя работала на заводе в Челябинске разметчицей. Это было трагическое время", - вспоминал Чубарьян.

Иногда сердце заходится от приближения к внутренней тайне этого сильного, казалось бы, давно преодолевшего все человеческие слабости человека. А он признается, что преодолел свой главный недостаток: "Я теперь уже отношусь с некоторой иронией к этим "нервам" по поводу того, что кого-то куда-то не пригласили или чего-то недодали. Я ценю такое мое нынешнее состояние независимости и свободы от мелких страстей".

Александр Чубарьян. Фото: Сергей Куксин / РГ

Чубарьян - человек с врожденным чувством юмора и даже самоиронии, с умением сказать что-то так, когда не поймешь, серьезно он или шутит. Чего стоит его история про то, как мама, которая училась у Гнесиных, попросила одну из сестер послушать, на что сын годится. "Я сыграл, что умел, и Гнесина вынесла вердикт: "Не мучайте ребенка, у него нет никакого музыкального слуха". К слову, супруга ему под стать. Если речь заходит о недостатках Александра Огановича, отвечает: "Ест очень быстро".

Тем, кому посчастливилось побывать на даче у Чубарьянов, знают секрет успеха большого ученого: это необыкновенная, привитая отцом, директором Ленинской библиотеки, скромность (на размер домашней библиотеки не распространяется), ежедневный труд и почтение к родителям, носителям семейной памяти, из которой складывается история большой страны.