ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Динозавры, Заполярье и Гоша Куценко. Чем интересен фестиваль «Табуретка»

В Мончегорске – сорокатысячном городе недалеко от Мурманска – в девятый раз прошел фестиваль искусств «Табуретка»

Гоша Куценко на фестивале «Табуретка». Фото: пресс-служба фестиваля
Гоша Куценко на фестивале «Табуретка». Фото: пресс-служба фестиваля

Текст: Андрей Мягков

В начале августа в Мончегорске – сорокатысячном городе недалеко от Мурманска – в девятый раз прошел фестиваль искусств «Табуретка». Хедлайнером стал актер Гоша Куценко, приехавший сюда в качестве фронтмена своей музыкальной группы ГК. «Для меня музыка – ревность и мечта, – разоткровенничался Куценко с журналистами. – Терпеть не могу вести мероприятия, всегда говорю – давайте лучше спою». Петь актер, похоже, искренне любит – коллектив без продыху отыграл на главной сцене аж два часа.

Но это лишь малая часть интересностей, которые случились на фестивале. Рассказываем, чем примечательна заполярная «Табуретка».

Табуретка

Название фестиваль получил не просто так – табуретка действительно имеется. С нее, собственно, все и началось – ровно десять лед назад в городском парке имени Сергея Бровцева установили памятник в виде большущей табуретки, с капителями и прочими архитектурными излишествами. Идея арт-объекта принадлежала жительнице Мончегорска Оксане Китаевой, а реализовал ее художник Сергей Чернов. Табуретка тут же обросла одноименным фестивалем: сперва поэтическим, а затем и мультижанровым.

Конечно, табуретку выбрали не случайно, а как метафору первой сцены в жизни человека. «Прекрасный арт-символ, все мы начинали с табуретки, – оценил задумку Гоша Куценко. – Я тоже когда-то забирался и читал «Муху-Цокотуху».

На табуретку в этом году можно было только посмотреть. Фото: пресс-служба фестиваля

К сожалению, в этом году никто так и не забрался со стихами на гигантскую табуретку – парк на реконструкции, и к ней не подступиться. По этой же причине фестиваль впервые прошел на главной площади, прямо под надзором памятника Ленину. Впрочем, организаторам и без того было, что предложить гостям – в том числе по части табуреток.

Мультиформатность

В этом году темой фестиваля стала «Семья» – за выбор отвечал фонд «Живая классика», он же по традиции отвечал за программу и организацию. «Мы хотели, чтобы к нам приходили всей семьей, хотели научить семьи создавать что-то вместе – рассказывает президент «Живой классики» и директор фестиваля «Табуретка» Марина Смирнова. – Чтобы люди оторвались от быта и попробовали по-новому проявить себя через искусство. <…> Чтобы после фестиваля они подумали: “А я ещё что-то умею”».

Программа к этому действительно располагала. В шатрах, выросших на площади, можно было поучиться составлять свою родословную и рисовать семейный герб. Или в преддверии чаепития вышить гигантскую скатерть с именами жителей Мончегорска. Или даже сходить на литературное свидание – после чего тут же заглянуть на лекцию психолога о том, как строить гармоничные семейные отношения. Или петь хором, создавать реди-мейд искусство под надзором профессионального скульптора, расписывать – куда ж без этого – табуретки…

Можно было даже снимать кино: в рамках фестиваля уже не впервые проходит кинолаборатория, и нынешняя «Табуретка» как раз окончилась премьерой короткометражного фильма «Кома». Все как положено – красная дорожка, полный зал, аплодисменты.

В съемках участвовали в том числе местные жители, и это для организаторов особенно важно. «Уже несколько человек получают кинопрофессии в ВУЗах – до участия в проекте они даже не думали, что захотят связать свою жизнь с кино», – признается Марина Смирнова. «Участники прошлых лет выбирают творческие профессии, что доказывает – фестиваль действительно меняет жизненные траектории людей», – соглашается директор департамента общественных связей «Норникеля» Татьяна Смирнова; компании принадлежит местное градообразующее предприятие, и фестиваль они всячески поддерживают – в том числе финансово.

Локальная идентичность

Местное здесь вообще любят и чтят. Например, в шатре «Botanic Family» можно было изучить растительность Кольского полуострова, да не просто изучить, а соорудить из нее домики хоббитов и прочую миниатюрную красоту. А неподалеку деятельно погружали в быт и культуру саамов: выжигали петроглифы и занимались гравировкой на роге оленя… Саамы, если что – это малый северный народ, живущий в том числе в российском Заполярье, и «Табуретка» про них никогда не забывает. Так что туристы могут приезжать сюда не только за горами и озёрами, но и в этнографических целях.

Фото: пресс-служба фестиваля

Из Мурманска на фестиваль тоже, конечно, приезжают – и гости, и участники. «В этом году у нас работают три площадки, – рассказывает главный библиотекарь Мурманской областной научной библиотеки Дина Озерова. – Первая – это книжная лавка, где мы продаем литературу краеведческого характера и молодых местных писателей. Стараемся таким образом продвигать и поляризировать литературу Кольского Заполярья. Вторая площадка – виртуальные интеллектуальные игры для всей семьи. Ну и кроме того, мы привезли наш театр – театральное объединение «Слуги Мельпомены».

Иммерсивность

Кстати, про театр – он здесь, как и почти всё остальное, был с эффектом погружения. Московский «Театр Вкуса» разыграл спектакль по мотивам комедии «Приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова – так и хочется написать «перед жителями города», но на самом деле вместе с ними. Гостей всех возрастов заманивали на сцену и заставляли импровизировать – озвучкой же и организацией мизансцен занимался специально обученный актер. «Они начали танцевать... – таинственно шептал артист. – Странно танцевать. Они раньше явно не танцевали». Зрители и новоявленные актёры смеялись, пели песни, готовили пасту и вешали ее на уши себе и своим родным – «Театр Вкуса» все-таки.

Фото: пресс-служба фестиваля

Но даже если вы из вредности не хотели выбираться на сцену, все равно могли случайно на нее попасть: уличный театр «Эскизы в пространстве» периодически выгуливал по городской площади динозавров. Никаких шуток: артисты забирались в сложносочинённые костюмы скелетированных ископаемых и фланировали на радость малышне.

По ощущениям, мало какой российский фестиваль настолько активно превращает зрителей в участников – и это действительно дорого стоит.

Литература

При этом свои корни «Табуретка» не забывает – несмотря на мультижанровость, место для литературы здесь всегда найдётся. Просто стоит занести в протокол, что в разные годы на фестиваль приезжали писатели Алексей Поляринов и Александр Снегирев, писательницы Дарья Бобылева и Екатерина Матюшкина, российская поэтесса Анна Сеничева, немецкий поэт Хендрик Джексон, финский поэт Вилле Хютёнен

Фото: пресс-служба фестиваля

В этом году накануне фестиваля «Табуретка» совместно с CWS провела специальную онлайн-мастерскую для авторов из Мурманской области: учились писать о семье, а лучшие истории, за временным неимением табуретки, зачитали прямо с главной сцены. Для тех же, кто не успел, прямо на фестивале организовали мастерскую «Скоро сказка сказывается». Преподавала там писательница, поэтесса и соавтор текстов группы «Мельница» Ольга Лишина.

«Фестиваль прошел просто прекрасно, – отрапортовала мне Ольга. – Действительно получился настоящий семейный праздник: люди приходили семьями, очень много было пап с детишками. На мастерской мы думали о своих семейных сказках, вырезали себе волшебных помощников из картона. Много бабушек участвовало – некоторые даже без внуков. Сказали: замечательно проведем время».

Так что фестиваль действительно получился семейным – тут уж никаких сомнений.

Организатор «Табуретки» — фонд «Живая классика». Фестиваль проходит при поддержке компании «Норникель», Президентского фонда культурных инициатив и Администрации Мончегорска.