ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РГАЛИ. К 125-летию со дня рождения Всеволода Витальевича Вишневского

"Главным для Вишневского на протяжении всей его жизни было служение идее, облеченное в настоящее творчество"

РГАЛИ. К 125-летию со дня рождения Всеволода Витальевича Вишневского
РГАЛИ. К 125-летию со дня рождения Всеволода Витальевича Вишневского
Всеволод Витальевич Вишневский (8 [21] декабря 1900, Санкт-Петербург, Российская империя — 28 февраля 1951, Москва, СССР)

Текст: Лада Петросян, главный специалист РГАЛИ

Всеволод Витальевич Вишневский – драматург, прозаик, журналист, военный корреспондент, родился в семье небогатых дворян. Годы его учебы в 1-й Санкт-Петербургской гимназии пришлись на время Первой мировой войны. Как война 1812 года, сначала она воспринималась многими не только как «великая», но и как «отечественная». Поэтому Всеволод, прибавив себе два года, ушел из 5-го класса гимназии на фронт. 14-летнего подростка, его определили юнгой на Балтийский флот, затем − рядовым лейб-гвардии Егерского полка. Каким образом ему еще удавалось совместить службу с учебой в гимназии, – загадка, однако полученный в 1918 году аттестат зрелости – реальность. Находясь на фронте, гимназист Вишневский получил ранение, был контужен, за боевые заслуги награжден Георгиевским крестом IV степени и двумя Георгиевскими медалями. Все эти события не только дали закалку на всю жизнь, но и показали, до какого предела может доходить его отвага. Предела, пожалуй, ей не было…

1.Фотография В.В. Вишневского. Октябрь-осень 1918 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

Вероятно, боевое крещение, тяготы армейского быта, неурядицы тыла подготовили Всеволода к тому, что и в дни Февраля 1917 года, и в дни Октябрьского переворота он, еще летом примкнув к большевикам, становится активным участником событий.

Уже в октябрьские дни Вишневский, не снимая шинели, продолжил воевать: сначала против войск А.Ф. Керенского и П.Н. Краснова, затем с отрядом матросов уходит на фронт, чтобы осенью 1919 года с группой моряков добровольно вступить в ряды Первой Конной армии С.М. Будённого. В годы Гражданской войны за боевые заслуги В.В. Вишневский был награжден первым орденом Красного Знамени. Тогда же появились и первые литературные произведения. Его очерки «из боевой жизни» в 1920–1922 годах печатались в новороссийской газете «Красное Черноморье», в газете «Красный Балтийский флот».

2.Фотография В.В. Вишневского с участниками Гражданской войны − И.С. Башлаенко, И.А. Закревским и А. Кравцовым. 30 сентября − 12 октября 1919 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

Ему всего 20 лет, но он уже вступает в трудную область драматургии. Пьеса «Суд над кронштадтскими мятежниками» осенью 1921 года шла на открытой площадке Новороссийска в тайминге реального времени − с восьми часов вечера до четырех часов утра. Сам автор исполнял роль матроса-мятежника. Остается лишь сожалеть, что текст самой первой пьесы Вишневского не сохранился.

3.Дневниковые записи и рисунок В.В. Вишневского. 1916 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

Литературные опыты 1921 года не могли не открыть Всеволоду Витальевичу двери в литературные организации. В качестве заведующего военным отделом редакции газеты «Красный Балтийский флот» он активно выступает со статьями и очерками и в других газетах и журналах (как член редколлегии и редактор «Морского сборника», журнала «Красный флот», «Знамя», газет «Красная звезда», «Литературная газета» и др.). В 1924 году выходит его «Сборник морских рассказов» в серии комсофлотской библиотечки «За власть Советов». Все рассказы этого сборника объединены одной темой – Гражданская война, а в предисловии к сборнику Вишневский писал: «Я излагаю только те события, участником или близким свидетелем которых был сам». Выступает Вишневский и в такой редкой для 1920-х годов роли, как ведущий радиожурнала.

Это новаторство было ему присуще всегда. В 1929 году П.И. Ильиным и А. Александровым для Ансамбля песни и пляски при Доме Красной Армии была поставлена получившая огромный успех поэма-оратория Всеволода Витальевича «Красный флот». Вскоре появилась пьеса «Первая Конная», где автор, нисколько не смущаясь масштабом, описывает исторические события с 1913 по 1930 год, а в качестве автора предисловия пригласил самого С.М. Будённого. Эта пьеса, поставленная в Театре Красной армии и МХАТе, принесла Вишневскому большую известность, создав репутацию настоящего литератора-летописца Гражданской войны.

7.Фотография В.В. Вишневского с разведчиками батальона морской пехоты на Ленинградском фронте. 17 марта 1942 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

Но его талант охватывал и более широкие области военной истории. В 1930 году вышла книга «Через два океана и шесть морей» − описание походов военных кораблей вокруг Европы, и драматическая пьеса − «Последний решительный». Героями пьесы снова выступают матросы и командиры Балтийского флота.

Свое 30-летие Всеволод Витальевич Вишневский отмечал уже в Москве, куда он был приглашен для работы в редколлегии журнала «Знамя», а затем и в Военной комиссии Союза Советских писателей. Там он собрал группу талантливых писателей, занимавшихся темой Гражданской войны, Красной Армии, военной историей: В. Лебедева-Кумача, А. Игнатьева, В. Гроссмана, Л. Соболева и др.

4.Фотография В.В. Вишневского с матросами и гостями корабля «Амур». Июль−август 1930 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

Январь 1932 года – особая дата для Вишневского, поскольку он начинает работу над пьесой, которая обошла, без преувеличения, сцены не только всего СССР, но и многие зарубежные, − над «Оптимистической трагедией». Характерно, что обрела она свое название не сразу, сменив последовательно варианты «Да здравствует жизнь», «Из хаоса». Привычное сегодня название − «Оптимистическая трагедия» − она обрела с легкой руки будущей первой исполнительницы роли комиссара − актрисы Камерного театра Алисы Коонен. Успех превзошел все ожидания, пьеса стала вершиной драматургического мастерства Всеволода Витальевича Вишневского.

Но на творческом пути литератора были и незавершенные произведения. Эпопея «Война» − о Первой мировой войне – создавалась десять лет (1929-1939), но финал произведения не удовлетворял самого автора, и при его жизни из «Войны» были опубликованы лишь отрывки.

6.Афиша спектакля Ленинградского Академического театра драмы им. А.С. Пушкина «Незабываемый 1919-й» по пьесе В.В. Вишневского. 1950 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

Более удачной, почти как «Оптимистическая трагедия», стал литературный сценарий В.В. Вишневского «Мы из Кронштадта», опубликованный в № 12 журнала «Знамя» за 1933 год. Это произведение благодаря содружеству с режиссером Е. Дзиганом стало киносценарием, обретшим плоть и кровь. Съемки проходили на Балтике, в Севастополе. В результате трех лет напряженной работы фильм «Мы из Кронштадта» по популярности едва не обошел «Чапаева», а в 1937 году автор сценария и режиссёр фильма были награждены орденом Ленина.

В тот же год Вишневский был направлен в Испанию, на Второй международный конгресс писателей. Конгресс шел фактически параллельно с развертывавшейся все шире Гражданской войной в стране, поэтому речи советского драматурга о борьбе против фашизма имели особый вес. На конгрессе Вишневский был избран членом Президиума Международной ассоциации писателей.

5.Программа спектакля Таллинского драматического театра им. Виктора Кингиссепа «Оптимистическая трагедия» по пьесе В.В. Вишневского. На эстонском языке. 1957 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

А одновременно в СССР набирали обороты иные события, мимо которых Вишневский пройти не мог. «Дни Турбиных» М.А. Булгакова, где сложно было не увидеть ореол благородства и героики вокруг образов некоторых героев, тем более шаржированный образ литератора Мстислава Лавровича в «Мастере и Маргарите», за которым угадывались некоторые черты личности Вишневского, − все это сильно ему досаждало и возмущало его. Но он же был на стороне тех, кто громил бывших некогда всесильными арбитрами в советской литературе Л.Л. Авербаха и В.М. Киршона. Здесь мотивы были прежде всего творческие, поскольку что один, что другой писатели, считавшиеся мастерами слова, к художественному творчеству имели малое отношение.

Главным для Вишневского на протяжении всей его жизни было служение идее, облеченное в настоящее творчество. Если он не видел ясной цели произведения, то любые художественные достоинства не могли ему дать, с точки зрения Всеволода Витальевича, права на жизнь.

В 1939 году для Вишневского, как и для всей страны, началась еще одна война – Финская. Он идет корреспондентом на Балтфлот, участвует в ряде боевых операций, в штурме «линии Маннергейма», а его искренние, хотя и полные патетики, патриотические статьи и очерки печатаются во многих газетах.

Передышка была небольшой, и с первых дней Великой Отечественной войны В.В. Вишневский одним из первых ушел на фронт в звании полкового комиссара. Почти всю блокаду драматург находился в родном Ленинграде: работал в газете «Боевая Балтика», руководил оперативной группой писателей, выступал на радио, на кораблях среди моряков, на фабриках и заводах.

В 1944 году в № 9-10 журнала «Знамя» публикуется пьеса В.В. Вишневского «У стен Ленинграда». Очень быстро ее поставили в ленинградском театре Краснознаменного Балтфлота и на других площадках Советского Союза. После освобождения Ленинграда Вишневский вместе с войсками Белорусского фронта ушел на запад, а весной 1945 года принимал участие в штурме Берлина.

За активную военно-литературную деятельность в годы Великой Отечественной войны драматург был награжден вторым орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды.

8.Фотография В.В. Вишневского. 1950 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

В конце 1945 и начале 1946 года В.В. Вишневский присутствует в качестве корреспондента газеты «Правда» на Нюрнбергском процессе. Увиденное там глубоко потрясло писателя, прошедшего пять войн! Наверное, поэтому он был глубоко задет ненужным, по его мнению, психологизмом «Ключей от счастья» М.М. Зощенко, сарказмом как будто бы детских рассказов, которые Вишневский решил опубликовать в редактируемой им «Звезде». Так началось еще одно «писательское дело», в которое была втянута и Анна Ахматова.

Всеволод Вишневский − человек-действие, писатель и патриот, для которого никогда не стояло вопроса «с кем он как мастер культуры?» − жил и писал так, как не мог иначе. В послевоенные годы он ведет большую общественную, политическую работу. Ему удалось вместе с группой писателей еще до начала революции в Китае в октябре 1949 года проехать по многим провинциям этой страны, увидеть то же настроение, которое охватывало рабочие окраины Петрограда осенью 1917 года.

И он продолжает писать. Новая пьеса В.В. Вишневского «Незабываемый 1919-й» ставится в большинстве театров страны. Позже на экранах страны вышел одноименный фильм.

В декабре 1950 года Всеволод Витальевич отметил свое 50-летие и 30-летие литературной деятельности. Но прошло всего два месяца – и его не стало. Он шел к своему концу так же стремительно, как и жил. Страна лишилась еще одного героя своего времени.

***

Первые документы Всеволода Витальевича Вишневского поступили в ЦГЛА из Литературного музея еще при его жизни − в 1941 году, тогда был создан фонд № 1038 − «Вишневский Всеволод Витальевич (1900–1951), писатель». Ныне фонд насчитывает 5105 единиц хранения за 1874-1962 годы.

В 1950-е годы фонд пополнялся документами от Л.Я. Леонидова, В.Б. Шкловского, Ф.В. Гладкова. В июне 1960 года С.К. Вишневецкая (жена Вишневского) передала в ЦГАЛИ значительную часть архива писателя, состоявшую из рукописей, писем, фотографий и др. В 1962 году было небольшое пополнение из коллекции А.Е. Кручёных. И, наконец, в том же 1962 году по завещанию С.К. Вишневецкой был получен большой комплекс документов творческого архива писателя.

Основную его часть составляют рукописи (более двух тысяч единиц хранения): оригинальные и переводные пьесы, сценарии, мемуары, рассказы, очерки, статьи, доклады, дневники, записные книжки и т.д. Здесь и первоначальные наброски тем произведений, и их окончательные редакции, черновые наброски, варианты и вырезки из журналов и газет, краткие записи В.В. Вишневским выступлений участников заседаний, собраний, обсуждений, диспутов.

Особую ценность, на наш взгляд, представляют дневники и записные книжки Вишневского, которые он начал вести с 1918 года. Но многое из этих ранних дневников пропало во время его скитаний по фронтам Гражданской войны. С 1921 года дневниковые записи делались от случая к случаю. Только с начала Великой Отечественной войны записи становятся регулярными. Всего сохранилось 57 дневников-тетрадей, в которых писатель фиксировал события, свидетелем которых он становился. Лишь небольшая часть дневниковых записей имеет личный характер.

Любопытны находящиеся в фонде юношеские рисунки В.В. Вишневского периода 1914–1915 годов.

В фонде сохранилась переписка писателя с партийными деятелями того времени, участниками Гражданской войны, советскими моряками, режиссерами театра и кино, актерами, писателями: С.М. Буденным, В.Б. Азаровым, А.М. Горьким, А.П. Довженко, А.Я. Таировым, В.Б. Шкловским, С.М. Эйзенштейном и многими другими.

Изобразительные материалы состоят из фотографий В.В. Вишневского, индивидуальных и с В.Б. Азаровым, С.М. Буденным, А.Д. Диким, А.П. Довженко, М.М. Пришвиным, В.Б. Шкловским и многими другими. Портреты В.В. Вишневского и дружеские шаржи на него рисовали супруга С.К. Вишневецкая, Е.В. Пастернак, С.М. Эйзенштейн. Можно найти также фотографии сцен из спектаклей «Первая Конная», «Оптимистическая трагедия» и др., кадры из фильмов «Мы из Кронштадта», «Незабываемый 1919-й» и неоконченного фильма «Первая Конная».


1.Фотография В.В. Вишневского. Октябрь-осень 1918 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

2.Фотография В.В. Вишневского с участниками Гражданской войны − И.С. Башлаенко, И.А. Закревским и А. Кравцовым. 30 сентября − 12 октября 1919 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

3.Дневниковые записи и рисунок В.В. Вишневского. 1916 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

4.Фотография В.В. Вишневского с матросами и гостями корабля «Амур». Июль−август 1930 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

5.Программа спектакля Таллинского драматического театра им. Виктора Кингиссепа «Оптимистическая трагедия» по пьесе В.В. Вишневского. На эстонском языке. 1957 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

6.Афиша спектакля Ленинградского Академического театра драмы им. А.С. Пушкина «Незабываемый 1919-й» по пьесе В.В. Вишневского. 1950 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

7.Фотография В.В. Вишневского с разведчиками батальона морской пехоты на Ленинградском фронте. 17 марта 1942 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.

8.Фотография В.В. Вишневского. 1950 г. РГАЛИ. Ф. 1038. Оп. 1.