С 10 по 12 октября проходит Первая нижегородская книжная ярмарка. Она завершает Нижегородскую книжную неделю, является её центральным событием. Нижегородская книжная ярмарка организована по поручению президента Владимира Путина и является знаковым региональным событием. Участвуют издатели и литераторы со всей России. Будут представлены книжные новинки и проведены встречи с ведущими авторами. «Год Литературы» освещает события с ярмарки – нового центра современного литературного процесса в России.

Текст: Руслан Манеев
Ирина Бугрышева с книгой-дебютом «Я трогаю войну руками» встала в авангард патриотической литературы. На ММКЯ победила с коллегами из редакции КПД в премии «Книга года» в номинации «Герои нашего времени» (серия «Русская реконкиста»). Лауреат национальной премии «Золотое перо Руси» в категории «Военно-патриотическая проза».
Книга состоит из рассказов массажиста-реабилитолога о работе с солдатами, которые вернулись с зоны боевых действий физически неполноценными. Бугрышева в военном госпитале с начала СВО. Она вложила в книгу личный опыт общения и помощи воинам спецоперации. Повествование книги исполнено в исповедальной тональности.
Особенности названия книги. Солдат проходит войну ногами, геополитик - мозгами, почему в названии именно руки?
Ещё недавно нельзя было использовать в инфополе слово «война». В это время я потихоньку писала свои рассказы.
Название книги родилось само по себе, оно родилось "в полях", в госпитале. На перерыве мы с коллегами вышли в кафе и, когда передавали смену, одна из волонтёров говорит: «Понимаете, что мы делаем? Мы трогаем войну руками», - меня пронзило. Я поняла, что это идеальное название для моей книги.
Это если отойти от буквального значения и перейти в область метафор. А если говорить буквально: когда работаю с бойцом, он говорит: здесь аккуратнее, здесь на три сантиметра осколок, здесь ранение – ты действительно касаешься руками самой войны.
Когда началась СВО, у меня не было вопроса, идти волонтёром или нет. Я понимаю, что война закончится, и задаюсь вопросом, кем я буду после войны, кого я увижу в зеркале? Этот вопрос предопределил мой выбор.

Впечатление от Нижнего Новгорода.
У меня здесь живёт несколько одноклассников, мы дружны, и я слышу рассказы, как город строится, как здесь хорошо. С другой стороны, я смотрю глазами писателя. Я пишу рассказ про бойца Алёшу с позывным «Волна» - мы провели вместе три месяца в госпитале, пока реабилитировали его, протезировали, я увидела его историю, он волновался, как его примут на родине, без ноги. Сегодня я шла по Советской улице мимо рисунков с воинами СВО и поняла, что через Алёшу я узнала Нижний Новгород.
О сложности выхода на контакт. Как перейти дистанцию в общении с бойцами?
Когда заходят к раненым бойцам мужчины из гражданских, то читается в глазах солдат дискомфорт, невольный вопрос: "Почему я должен страдать за свою страну, а ты нет?"
Женщина для бойца – как глоток свежего воздуха, можно просто чай наливать, и всё – он уже чувствует себя мужиком. Особенно когда помогаешь с реабилитацией, лечишь... У меня есть полное понимание, что сегодняшний мужчина, который лежит на больничной койке, завтра станет героем, будет рассказывать про войну.
Перед Девятым мая волонтёры ходили по палатам и пели песни, я подошла к парню, рука была на повязке, я спросила, поработать с ним? Оказалось, он лежит уже месяц, он сам купил себе ортез (медицинское приспособление для разгрузки сустава. - М.Р.). Позднее ему сделали операцию, и он вернулся на фронт. Его звали Игорем, позывной "Иса", он писал с фронта всем девчонкам из госпиталя. Писал: "Пришлите конфеты и носки", - моя дочь подписывала наши ответные письма: "Берегите ноги в тепле". На Пасху я написала: "Игорь, Христос воскресе". В ответ было молчание. Через месяц мама Игоря написала мне, чтобы я посвятила книгу Игорю. Его похоронили на родине, в Крыму. Судьба Игоря отражена в спектакле "Ты справишься" Смоленского Академического Драматического театра им. А. С. Грибоедова (реж. Людмила Моткина).
Убеждаюсь, что медицина не делает большие шаги в гражданское время. У Вити оторвало руку. Я спросила: на чём висела? На сухожилиях. Была уже история, когда у другого бойца оторвало ногу, и когда его эвакуировали, он взял с собой эту ногу и попросил соединить хотя бы пару сосудов с ногой, чтобы она питалась. Ему ногу пришили, потом в Питере он убедил врачей восстановить ногу, ему наложили гипс, и спустя год он уже ходил на двух ногах. То же с Витей. Ему пришили руку и восстановили. Сейчас мы работаем с ним над чувствительностью пальцев. Они приходят в чувство.
Автор поделилась, что в 2025-2026 году выйдет книга «Керчь. Мы русские». Второе произведение Ирины основано на работе в реабилитационном центре Керчи для ветеранов СВО. В будущем выйдут второй и третий том повестей и рассказов "Я трогаю войну руками" - рукописи уже готовы.
На ярмарке уже не купить книгу "Я трогаю войну руками". Редактор Олег Демидов поделился, что весь тираж распродан - таким образом, "Я трогаю войну руками" становится ещё одним бестселлером редакции КПД после "Лемнера".
Вторая презентация книги пройдёт в столичном арт-кафе Театра Вахтангова и назначена на 19 октября.








