ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Онегин без ретуши

В Москве открылась выставка знаменитых иллюстраторов Пушкина

Выставка 'Вселенная художников Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина' / Фото: Сергей Куксин / РГ
Выставка 'Вселенная художников Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина' / Фото: Сергей Куксин / РГ

Текст: Андрей Васянин

Музей Пушкина на Пречистенке отмечает юбилеи четы знаменитых мастеров. Исполнилось 125 лет со дня рождения художницы Татьяны Мавриной, известной в том числе своими иллюстрациями сказок Пушкина, и 135 лет ее мужу Николаю Кузьмину, лучшему, по мнению многих, иллюстратору великого поэта.

"Вселенная художников Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина" - так называется выставка, собравшая живопись и графику двух художников из фондов Музея и частных коллекций.

"Рисовать без поправок, без ретуши. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп!" - таково было творческое кредо художников "Группы 13", в которую входили Кузьмин и Маврина. Автор этих слов Николай Кузьмин и сам стремился передавать живое впечатление от натуры сразу, через набросок, делая его законченным произведением. И этот принцип идеально подошел к иллюстрированию Пушкина, покорившего Кузьмина на рубеже 1920-1930-х годов.

"Я старался работать в "темпе" пушкинских стихов без предварительного карандашного контура", - писал Кузьмин о своей работе над романом в стихах для издательства Academia. На стенах отданного Кузьмину зала выставки - листы с иллюстрациями, словно сделанными пушкинскими росчерками пера, словно на полях рукописи "Онегина". Но это не Пушкин, а Кузьмин - тот самый, "без поправок, без ретуши". Изведший, по его словам, вороха бумаги, добиваясь той самой легкости и непринужденности.

Лист с Онегиным - и над ним Пушкин в феске, оба расслабленные, с чубуками. Поэт в узнаваемом (по тем же рисункам "на полях") цилиндре, с барышнями, читающий соседу новые главы романа. Татьяна, гуляющая меж березок. Осваиваемая Кузьминым внутренняя культура пушкинского времени - все тонким штрихом, эфемерно легко, стремительно и вместе с тем объемно. И, безусловно, узнаваемо.

Татьяна Ларина, иллюстрация к "Евгению Онегину". Фото: Фото: Сергей Куксин / РГ

Организаторы, стремясь расширить зрительское представление о художниках, привлекли на выставку частные коллекции, многие работы выставляются впервые. Например, акварели и туши Татьяны Мавриной к "Чреву Парижа" Золя, "Крошке Цахесу" Гофмана, к роману Франса "Боги жаждут" из коллекции Михаила Сеславинского. А ведь Маврину - иллюстратора французской и русской классики - сегодня и не вспоминают.

Зато помнят, конечно, ее знаменитых лопоухих зайцев, добрых волков, разноцветных богатырей и других героев былин, басен, пушкинских и народных сказок. Но всего этого на выставке нет. Маврина-сказочница и без того часто выставляется в Музее Пушкина, хранящем ее большую коллекцию, часть которой находится, например, в постоянно действующей экспозиции "Сказки Пушкина". Но тут присутствуют, например, ранние работы времен увлечения художницы Матиссом и Ван Гогом, ее портреты, натюрморты, пейзажи - все яркое, цветастое, радостное.

Фото: Сергей Куксин / РГ

Впервые в большом объеме выставлена серия акварелей и гуашей времен войны, когда художница, желая запечатлеть Москву, ходила по улицам, делая наброски, часто... вслепую, водя карандашом по картонке в кармане пальто и уже дома прорисовывая красками и пером. На стенке напротив - ее "наивные" картинки 60-70-х годов, созданные в поездках по стране провинциальные дворики и знаменитые церкви Переславля-Залесского, Ростова Великого, Сергиева Посада (тогда Загорска)... Тоже частные коллекции, тоже новое для зрителя.

В Мавриной умещались и сказка, и роман, графика книжная и пейзажная, лубок - словом, вся вселенная изобразительного искусства.