
Текст: Андрей Васянин/РГ
На витрине выставки "Предназначенное расставанье обещает встречу впереди" между страниц, исписанных стихами, не сразу заметишь маленький квадратик бумаги с несколькими неразборчивыми строчками карандашом: "Статьи. Кончаловский о живоп. Репродукции. Есен. Грузинов. Рецензии..." Это Есенин набрасывал – осенью 1925-го, за считаные недели до самоубийства – план нового литературного журнала.
РГАЛИ в есенинский год решил напомнить нам о том, что певец "страны березового ситца", не переставая писать стихи, стремился и находил возможность быть организатором литературы. А не только шатался по кабакам, как это принято считать.

«Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами...» - это Есенин, отыскав в марте 1915 года в Петрограде квартиру Блока, но не застав в ней любимого поэта, просит о встрече. Они встретились, и на записке под автографом одного гения появляются строки другого: «Крестьянин Рязанской губернии 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые».
Рекомендательное письмо Блока издателю Мурашеву, фото Есенина с поэтами Сергеем Городецким и Николаем Клюевым. Сборник Ремизова «Подорожье» с дарственной надписью. «Крестьянин» признан.
За окном Первая мировая, Есенина интересует история. Автограф поэмы «Марфа Посадница» не сохранился, но вот рукопись опуса тех же лет «Ус» о казаке – сообщнике Разина. Сверху чей-то карандаш: «Варвара Николаевна! Перестукайте на машинке». Варваре Николаевне было непросто: почерк у Есенина мелкий, а еще правка...
"Я был у него в магазине на Никитской. – Маленький стол был завален пачками бумажных денег. Торговал он недурно"...

Переехав в Москву, Есенин в 1918 году в трудно представимых для этого условиях войны и разрухи организует с соратниками издательство «Московская трудовая артель художников слова», свидетелем работы которого и стал поэт Сергей Городецкий. Есенин, заведующий издательством, со своей крестьянской хваткой решает нерешаемые тогда вопросы – с бумагой, с печатью... В архивах РГАЛИ нашелся типографский листок с планами «артели» – тут и книги изданные, и готовящееся к печати. Анонсируются сборники Клычкова, Ширяевца, Павлович – но больше всего на складах Есенина...
Его стихи и поэмы того времени есть на выставке в автографах – «Не жалею, не зову, не плачу», «О, край дождей и непогоды», «Отчарь»... Часть их выходила в издательстве «Имажинисты», еще одном, организованном Есениным с соратниками Шершеневичем и Мариенгофом в годы Гражданской войны.

...В 1923-м из Америки и Европы в Россию вернулся новый Есенин. Разрывающийся между лирикой и прагматикой, чувствующий уход знакомой ему Руси, понимающий необходимость встраиваться в новый порядок. Подготовленный Есениным и вышедший уже в 1926-м четырехтомник, заполненная анкета члена Всероссийского союза поэтов, черновики «Анны Снегиной» и «Черного человека». Здесь же и «почеркушка» с планом собственного журнала...
Документы и фотографии на выставках РГАЛИ всегда сопровождаются изобразительным рядом на стенах – рисунками, живописью, плакатами, и это выглядит неким комментарием, фоном для артефактов. Сейчас кураторам удалось придать экспонатам эмоций, добавить фактам красок. Кубофутуристические эксперименты художника-эмигранта Евгения Рубина: уличные сценки в духе Бурлюка и Малевича – яркие контрастные цвета, лозунги поперек холста, угловатые дома... Хулиганская эпоха, ревущие двадцатые, по которым Есенин прокладывал свой непростой путь.








