
Текст: Андрей Васянин
Она называется «Путь к зеленой палочке» и посвящена очень дорогому для Льва Николаевича с детства символу. Брат Николенька рассказывал маленькому Леве, что на зеленой палочке, зарытой на краю оврага, написан секрет всемирного счастья. И Лев Николаевич всю жизнь эту палочку искал, и особенно мучительно – в последние десятилетия жизни.

Перед ее кураторами стояла непростая задача. Как проиллюстрировать духовные искания? За зеленую палочку не выдашь трость-стул, на которую опирался и присаживался Толстой во время своих постоянных прогулок по Ясной Поляне. И как найти лаконичные и точные высказывания, ходы, точки опоры, которые позволили бы раскрыть безграничные, безбрежные толстовские темы?

«Знать Бога и жить – одно и то же. Бог есть жизнь. Ведь я живу, истинно живу только тогда, когда чувствую Бога и ищу его ...» — перед нами правка рукописи трактата «Исповедь». Толстой на рубеже 70-80-х годов исповедуется миру, что не видит смысла ни в науке, ни в философии, ни в христианских догматах. Бог для него — мировая гармония, причина бытия, творца жизни и человека, всемирный дух, мыслящий разум. Рядом с запрещенной церковной цензурой и литографически изданной «Исповедью» на выставке соседствует «В чем моя вера?», трактат, где Толстой упорядочил свои мысли, формулируя 5 заповедей, приближающих, как он считал, его лично и весь мир к заветной палочке – не сердись, не блуди, не клянись, не воюй, не противься злу насилием... Живи для других, как отец Сергий в написанной в конце 90-х одноименной повести, как мерин Холстомер, умерев, отдавший свою шкуру на выделку, а кости — мастеровому для поделок.

Дмитрия Нехлюдова, героя романа «Воскресение», которому на выставке посвящен отдельный зал, Толстой во многом писал с себя. До женитьбы жившего разгульно и соблазнившего не одну «Катюшу Маслову». Писатель, женившись, оставил прежнее и со временем задумался о том, как изменить мир — и Нехлюдов, увидевший Катю на скамье подсудимых, начинает меняться, судить себя самого и несовершенный мир вокруг себя. И с себя начинает служение другим, готовый, в том числе, жениться на Кате, чтобы облегчить ей пребывание в ссылке.

...Катюша на заутрене со свечкой, в суде, бежит за поездом, увозящем Нехлюдова. Живые, полные нюансов, импрессионистические иллюстрации Леонида Пастернака на выставке словно вводят персонажей романа в реальность, сталкивают смирение с насилием, живое с показным.

Именно от последнего уходил из дома Толстой. Устав от дрязг вокруг завещания, от ссор и необходимости обманывать. Это и мешало ему в последние годы жизни жить согласно своему найденному и необходимому пониманию жизни.

...Оптина пустынь, монастырь в Шамордине, кровать в Астапово – художник Владимир Россинский на цветных рисунках запечатлел последние дни жизни Толстого. Которая от детства до старости была посвящена поиску ответа на вопрос, как сделать так, чтобы все были счастливы. Сам Толстой свою палочку нашел — изменив жизнь и миропонимание, служа людям, Богу, работая над своей душой, живя для людей.

И, наконец, упокоился в столь дорогом для него месте, связанном с секретом всемирной любви и счастья, — на краю оврага.








