ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

То, чего на белом свете вообще не может быть. Леонид Филатов и Федот-стрелец

24 декабря 2025 года могло бы исполниться 79 лет всенародно любимому актёру и одному из самых оригинальных русских поэтов XX века Леониду Филатову

https://tagankateatr.ru/news/news-20161224
https://tagankateatr.ru/news/news-20161224

Текст: Михаил Визель

Когда мне случается выступать публично на пушкинскую тему, часто находится какой-нибудь всезнающий гражданин, жаждущий поделиться сокровенным знанием: а вы в курсе, что «Конька-горбунка» на самом деле написал Пушкин?! Ну или в более мягкой форме: «Что вы думаете об этой теории? Не правда ли, странно, что Петр Ершов написал одну гениальную сказку – и более ничего?» Поначалу я приводил аргументы, объясняющие, почему эта заманчивая теория все-таки является конспирологической. А потом понял, что есть гораздо более понятный и действенный аргумент:

«Федот-стрелец»

Выдающийся артист Леонид Филатов, один из корневых актёров Таганки, с чьего голоса (точнее, с голоса его жиганистого персонажа в фильме «Из жизни начальника уголовного розыска») я, например, помню «Пиратскую лирическую» Окуджавы, подобно своему великому сослуживцу (ведь театральные актёры, как известно, не «играют», Боже упаси, а «служат» в театре) Владимиру Высоцкому, всю жизнь занимался поэтическим творчеством. И с большим успехом. Но на совсем другом уровне.

  • Звезда стриптиза, рыжая Эдит,
  • Сказала, деловито сняв рейтузы:
  • «Ты знаешь, Женя, наши профсоюзы
  • Считают, что Таганка победит!..»

Это смешно, остроумно, даже смело по тем временам (1975). Это уровень отличных театральных капустников, на которые не зря ломилась условная «вся Москва». Но не более того.

И вдруг – Федот.

  • …Да вот народ!
  • Мы не жалуем Федота,
  • а народ – наоборот!

И действительно. Я впервые почитал эти строки, как и большинство простых читателей, в 1987 году, десятиклассником, в журнале «Юность», бывшем тогда на пике популярности, как и все литературные журналы. И до сих пор цитирую строки из этой стихотворной сказки, не обращаясь к шпаргалкам – тоже, как и большинство прочитавших.

И в быту:

  • Я твоё, Марусь, меню,
  • исключительно ценю!

И в отчаянии от рабочих «моментов»:

  • Мне бы саблю да коня —
  • Да на линию огня!
  • А дворцовые интрижки —
  • Энто все не про меня!

И при обсуждении с друзьями каких-то вещей более отвлеченных:

  • А под этот антирес
  • Сплавлю им пеньку и лес.
  • Вся обчественность согласна,
  • ты одна идёшь вразрез!

Эти строки впечатываются в память раз и навсегда – и не только благодаря хлёсткому содержанию, но и благодаря найденной сорокалетним дебютантом «Юности» уникальной форме: сочетание «народных» архаизмов с изысканной строфой, которая в стиховедении называлась бы «четверостишиями четырёхстопного хорея АААбА», то есть с тремя строками на одну мужскую рифму и одной свободной строкой с женским окончанием. Но и без всякого стиховедения с тех пор прочно с Филатовым ассоциируется.

То, чего на белом свете вообще не может быть и Федот в киноверсии Сергея Овчарова (2001). Фото: www.film.ru

Точнее, именно со сказкой про Федота-стрельца. Потому что дальнейшее поэтическое творчество Леонида Алексеевича стало выполнять второстепенную роль по отношению к оригинальным пьесам и адаптациям. Одна из этих пьес стала телеспектаклем «для себя» «Часы с кукушкой», а другая – полнометражным и, можно сказать, автобиографическим фильмом «Сукины дети», в которой в романтизированной форме отразились политические дрязги вокруг родной для Филатова Таганки, а сам он взял неблагодарную роль отрицательного персонажа. И смотреть которую, при всей симпатии к созвездию актёров, в нем задействованном, сейчас можно только исторически.

Может быть, эта драматургия развилась бы во что-то уровня Мольера – он ведь тоже был прежде всего актер! – но, к сожалению, вмешались факторы биологические. Болезнь почек отлучила Леонида Филатова сначала от театра, потом от кино, потом от телевидения, а потом и от жизни. Он умер в 56 лет, а в декабре этого, 2025 года ему могло бы исполниться всего 79. Но такова уж волшебная сила печатного слова, в отличие от эффектного, но эфемерного искусства театрального: Федот-стрелец, не очень отдалённая проекция Филата-скомороха, останется с нами навсегда – как и Конёк-горбунок, ускакавший некогда из далёкого Тобольска.

  • А что сказка дурна — то рассказчика вина.
  • Изловить бы дурака да отвесить тумака,
  • ан нельзя никак — ведь рассказчик-то дурак!
  • А у нас спокон веков нет суда на дураков!..