САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

B ЦДЛ прошел вечер «Юности», приуроченный к вручению премии им. Катаева

Церемония вручения премии за короткий рассказ стала триумфом учредившего ее журнала с долгой историей

Алла Гербер и Татьяна Соловьева
Алла Гербер и Татьяна Соловьева

Текст и фото: Михаил Зильев

24 октября 2024 г. в Центральном доме литераторов при полном зале был объявлен победитель очередного сезона конкурса короткого рассказа, учрежденного журналом "Юность" и носящего имя его первого главного редактора Валентина Катаева. Впрочем, программа вечера далеко вышла за рамки этого обозначенного повода. Это стало ясно сразу после показа небольшого анимационного фильма о классической "Юности" 1956-1992 Даниила Духовского, как только ведущая вечера Алла Гербер, бывшая спецкором "Юности" в начале 60-х, провозгласила: "Мы не были диссидентами! Мы хотели не сменить режим, а очеловечить его!"

Прочие выступающие - уцелевшие представители когорты авторов и сотрудников журнала 60-х, вспоминая ушедших товарищей и главных редакторов - Катаева, Полевого, Дементьева, на разные лады подчеркивали эту мысль.

"Прогрессивное человечество, - уверял Евгений Сидоров, - читало два журнала - "Новый мир" и "Юность". И редакция "Юности" - это был временный и очень плодотворный синклит представителей старшего поколения и дерзкой молодёжи. Интернета тогда не было, но был тираж 3,5 млн экземпляров!"

"Компания была потрясающая, команда великолепная, и сейчас это уже всё мир теней, - продолжил Марк Розовский, заведовавший некогда отделом сатиры и юмора, "породившим" легендарную Галку Галкину, "предшественницу" всех виртуальных обозревателей. - Нет Жени, Васи, Фазиля... и без них стало как-то трудно жить". После чего выразил свои чувства в вокальном жанре, исполнив песню о дружбе из фильма "Д'Артаньян и три мушкетера", сценарий к которому он некогда и написал.

"Катаев был великий человек, он всех вас собрал и объединил, - продолжил Евгений Попов, представитель уже следующего литературного поколения. - "Юность" была не советским журналом, им было плевать на социализм. Это была огромная ошибка руководства страны, что оно не пошло по линии "Юности". Может, и не понадобилась бы перестройка".

Юрий Ряшенцев, чье выступление было транслировано на экране, вспомнил Натана Злотникова, заведующего отдела поэзии этого "лучшего, может быть, поэтического журнала того времени", а Алексей Варламов - писателя-диссидента Леонида Бородина.

Вдова Андрея Дементьева Анна Пугач, по ее словам, впервые публично вспоминала о "Юности", которую ее муж возглавлял 11 лет (1981—1992), а до этого еще десять лет был первым замом, "пробивая" в печать многие ставшие знаковыми произведения.

Во второй части вечера на сцену вышло нынешнее руководство "Юности" - главный редактор Сергей Шаргунов и его первый заместитель Татьяна Соловьева. Начав с утверждения, что сам жанр рассказа переживает второе рождение в издательствах (о чем Соловьева как главред "Альпины.Прозы" знает не понаслышке), и посетовав на выразившиеся в горячих спорах жюри "все превратности демократии" (известные, в свою очередь, Шаргунову как депутату Госдумы), они объявили обладателем премии им. Катаева 2024 года Анну Маркину за рассказ "Экзема". "Моя первая журнальная публикация, 15 лет назад, была в "Юности", - заявила лауреатка. - И вот круг замкнулся".

Заместитель главного редактора "Литературной газеты" Леонид Колпаков вручает Сергею Шаргунову табличку, висевшую на двери кабинета главного редактора "Юности" Валентина Катаева

Заметим, что круг замкнулся еще и в том смысле, что Маркина сама главный редактор - литературного проекта «Формаслов».

В качестве послесловия директор Музея истории русской литературы Дм. Бак напомнил, что "Юность" - это не только 60-е, но и 80-е, и ее знаменитый "Испытательный стенд", публиковавший непривычных тогда поэтов-метаметафористов - и прочитал стихотворение Александра Еременко:

  • ...Чего ты ищешь в окружающем
  • металлоломе, как приматая,
  • ключи вытаскиваешь ржавые,
  • лопатой бьешь по трансформатору?..

Но закончился вечер все-таки на шестидесятнической волне: под Булата Окуджаву. Галина Хомчик, перемежавшая речи своим живым исполнением, уступила место видеозаписи, и над полным залом понеслось привычное "Возьмемся за руки, друзья!".

На сей раз за руки удалось взяться не только ближайшим друзьям, но и трем поколениям.