САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

ЕГЭ-2019 по русскому языку: пишем сочинение

Даем практические советы и рекомендации по выполнению письменной части экзамена

Статья о ЕГЭ-2019 по русскому языку (как написать сочинение)
Статья о ЕГЭ-2019 по русскому языку (как написать сочинение)

Текст: Ксения Колесникова

Фото: proforientator.ru

До основной волны ЕГЭ остался почти месяц. Самый массовый предмет - русский язык - будут сдавать более 700 тысяч школьников. И самым сложным заданием в этом экзамене традиционно считается сочинение (задание № 27). Из года в год в нем допускают типичные ошибки сотни тысяч школьников.

О том, как изменилось сочинение в ЕГЭ по русскому языку и как написать его на максимальный балл, рассказал кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы международной квалификации, эксперт Обрсоюза Роман Дощинский.

Что нового?

В ЕГЭ по русскому языку в 2019 году уточнена формулировка задания № 27 с развернутым ответом. Как следствие, уточнены критерии оценивания. Пожалуй, это самое главное новшество, в котором необходимо четко разбираться. В частности, сместились акценты в сочинении: экзаменуемому важно прежде всего опираться на текст, который представлен в самом задании.


Ссылаться на прочитанные ранее произведения можно, однако отныне это не является обязательным требованием при обосновании собственного мнения.


Что конкретно требуется от ученика:

«Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объем сочинения - не менее 150 слов».

Казалось бы, задание понятно и непротиворечиво. Но чтобы выполнить его на максимальный балл, надо очень постараться, проявив в полной мере сформированность универсальных для любого человека навыков чтения и письма. Это самый сложный вид работы для выпускников 2019 года. Нужно предельно внимательно читать исходный текст и ясно понимать, что именно требуется выполнить. Как обычно, тексты составлены разработчиками на достаточно широкий круг тем (человек и природа, патриотизм, творчество и т. д.). Но конкретный перечень охваченных в предлагаемых текстах проблем заранее неизвестен ученикам, что делает экзаменационную работу объективной с точки зрения оценивания способностей выпускников.

Алгоритм-подсказка: как именно комментировать проблему.

1. Выбрать проблему (даже если вам кажется, что никакой проблемы в тексте и нет - все в нем прекрасно, - проблему нужно постараться сформулировать). Например, это может быть проблема значимости какого-либо явления, процесса для человека.

2. Отметить в тексте те фрагменты, которые имеют отношение к выбранной проблеме.

3. Выделить в этих фрагментах две мысли, помогающие понять суть проблемы (в будущем - два примера).

4. Отметить цитаты, которые можно будет использовать как примеры.

5. Продумать, как соотносятся два выбранных примера (противопоставление, следствие, обобщение...).

6. Найти подходящую связку для двух примеров. Желательно, чтобы это было целое предложение.

7. Оформить комментарий по формуле: (пример + пояснение) Х 2 = какая между ними связь

Что еще может помочь?

Совет № 1. Обязательно прочитайте текст, объясните себе его содержание.

Совет № 2. Определите аспекты (грани) проблемы, поймите, как двигалась авторская мысль (например, рассмотрите композицию текста).

Совет № 3. Проанализируйте диалоги, монологи действующих лиц, определите роль пейзажа, обратите внимание на портретные характеристики.

Совет № 4. Проанализируйте заглавие (если есть), найдите значимые детали, чтобы выявить подтекст.

Совет № 5. Объясните для себя причинно-следственные связи между эпизодами. То есть ответьте на вопросы: на чем сосредотачивает свое внимание автор? Почему именно на эти эпизоды он обратил внимание? Какие средства автор использует, чтобы читатель понял его замысел?

Совет № 6. Обосновывая собственное мнение, приводите пример из читательского опыта или жизненного. Помните, если вы просто ссылаетесь на какой-либо текст, не устанавливая причинно-следственных связей, то это не будет являться обоснованием вашего мнения.

Совет № 7. Важно не повторять одни и те же мысли по несколько раз в разных частях сочинения: нужно стараться быть оригинальным.

Совет № 8. Показывая свое отношение к проблеме, лучше избегать простой переформулировки авторской позиции.

Совет № 9. Нужно понимать, что значит обосновать свою позицию. Обосновать - подкрепить доказательствами, привести убедительные доводы. То есть, по сути, нужно привести другое (!) подтверждающее суждение, логически связанное с выдвинутым тезисом.

Совет № 10. Самое главное, что необходимо помнить, когда приводится пример, - как сделать так, чтобы избежать чистого пересказа. Исходим из формулы: пересказ - это то, что делает герой, комментарий - это то, что делает автор.

Совет № 11. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями должна отражать тот или иной логический прием: противопоставление, следствие, обобщение и пр. Важно не просто отметить смысловую связь, но и пояснить, что конкретно имеется в виду. Например, если экзаменуемый упоминает о противопоставлении двух примеров, то необходимо четко прописать, в чем именно эти два примера противопоставлены.