САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как получить «зачет» за итоговое сочинение: 10 советов

Сочинение 2016-2017: сыграем на конфликте

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: www.kazan.aif.ru

7 декабря все выпускники российских школ напишут итоговое сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ. Времени для подготовки остается не так уж много. Поэтому мы решили собрать в одном месте всю самую полезную информацию, которая поможет подготовиться к ответственному испытанию.

Главная особенность итогового сочинения в том, что, несмотря на свой кажущийся надпредметный характер,


сочинение остается литературоцентричным, а значит, вся аргументация должна строиться на литературном материале.


Проверяющие будут оценивать уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный текст. Поэтому первый и главный совет - читайте тексты, но обязательно в оригинале, а не в кратком изложении.

Основные тематические направления предстоящего сочинения 2016-2017 учебного года уже известны: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».

В каждом тематическом направлении соединились два полярных понятия, в этом многие педагоги увидели большой плюс для школьников. Ведь это открывает широкие возможности как для формулировки конкретных тем, так и в выборе литературного материала для построения аргументации.

Конкретные темы выпускники узнают только на самом испытании. Под руководством Рособрнадзора


для каждого часового пояса будут подготовлены пакеты из 5 тем


(по одной теме для каждого тематического направления). Но разобраться в особенностях каждого направления предстоит уже сейчас.

Рекомендации по подготовке к сочинению от Городского методического центра

Общие направления предполагают формирование тем, которые позволяют размышлять о конфликте, как внешнем, так и внутреннем, вызванном проявлением двух или одного из двух противоположных начал. Этот конфликт может быть выявлен через комментированный рассказ о персонаже литературного произведения, стоящем перед выбором или переживающем период определения собственной жизненной позиции и принципов. Персонаж в одном лице может являть пример личности, находящейся в эпицентре борьбы противоречащих друг другу желаний, мотивов, целей. Но конфликт может проявляться и через столкновение с внешним миром, людьми с иными ценностями, представлениями о жизни.


Интересными примерами в работе над сочинением могут оказаться и биографии известных личностей. На основе рассказа об их судьбе, поступках, принимаемых решениях можно построить собственное рассуждение, которое позволит сформулировать собственную позицию.


Помимо судеб конкретных людей, творческое исследование можно построить и на примере события, через которое выявляется сущность человека, многих людей. Это дает возможность говорить о закономерностях, выявлять причинно-следственные связи.

Можно работать над сочинением, предпринимая попытку раскрыть парадоксальную природу взаимосвязи между двумя понятиями, ибо ошибки есть часть опыта, а поражение способно оборачиваться победой.

Тематические направления ориентируют учащихся на размышления о полярных понятиях, так или иначе противоречащих друг другу, но отношения между понятиями не всегда можно трактовать как антонимичные. Готовясь к написанию сочинения, можно уделить внимание выявлению сути понятий, определению смыслового поля, которое они задают, исследованию отношений между ними.

Например, работая над сочинением тематического направления «Разум и чувства», можно поразмышлять о взаимосвязи и взаимозависимости чувств и здравого смысла, о том, что не существует отдельно разума, ощущений, чувств — всё взаимосвязано. Тема разума и чувства всегда была интересной писателям разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением сердца и подсказкой разума.


В основе направления «Честь и бесчестие» лежат полярные понятия, связанные с нравственным выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.


Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Разные аспекты толкования понятий предполагает и тематическое направление «Победа и поражение». Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. Ведь иногда поражение и победа - лишь две стороны одной медали.

В рамках направления «Опыт и ошибки» возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Художественные произведения часто заставляют задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок; об опыте, предотвращающем ошибки; об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, порой трагических.

Направление «Дружба и вражда» нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, об истоках и последствиях вражды между ними. Многие литературные произведения рассказывают о теплоте человеческих отношений или неприязни людей, нередко демонстрируют, как дружба может перерастать во вражду или наоборот, изображают человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Памятка для участников итогового сочинения

1.

Внимательно ознакомьтесь со всеми предложенными темами итогового сочинения. Определите, к какому тематическому направлению относится каждая из них. Выберите из предложенных тем только одну.

2.

Определите, какие фундаментальные понятия помогут вам раскрыть выбранную тему.

3.

Выберите литературный материал, на который вы будете опираться при написании сочинения. Наряду с художественными произведениями отечественной или мировой литературы можно использовать дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники.

4.

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

5.

Напишите сочинение-рассуждение на выбранную вами тему. Рекомендуемый объём сочинения - не менее 350 слов (при подсчёте учитываются все слова, в том числе и служебные). Если в сочинении менее 250 слов, то за работу ставится «незачёт».

6.

Выполняйте работу самостоятельно. Не допускается списывание сочинения или его отдельных фрагментов из любых источников (работы другого участника, чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде и др.). Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за работу в целом выставляется «незачёт».

7.

Допускается использование прямых или косвенных цитат. Не забывайте ссылаться на источник цитаты (ссылка даётся в свободной форме). Следите за тем, чтобы объём цитирования не превышал ваш собственный текст.

8.

Хорошо продумайте композицию сочинения и логику его построения. Выдерживайте соотношение между тезисами и доказательствами.

9.

Помните, что при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

10.

Сочинение пишите чётко и разборчиво. Следите за соблюдением речевых и орфографических норм. Используйте разнообразную лексику. Избегайте речевых штампов. Не забывайте, что при написании итогового сочинения участникам разрешается пользоваться орфографическим словарём.

По материалам Городской методический центр