Текст: Ольга Барабаш
— Знаешь, мам, что мы делали у Полины в гостях? — спрашивает меня 13-летняя дочь. — Нет, мы не сидели ВКонтакте.
— Уже лучше, — замечаю я.
И тогда она выдает:
— Мы, мам, читали. Вслух, по очереди.
Я не успеваю обрадоватьcя. Дочь тут же сообщает, что читали они «Девушку в поезде».
В магазине книгу Полы Хокинс детям не продадут. Издатель маркирует подобные издания, ограничивая возраст читателей.
Но «Завтра нас похоронят», «Мой лучший врач», еще десяток книг разных авторов со значком «18+» хорошо известны подросткам.
Они ищут их в интернете, упрашивают родителей купить. Кому-то везет, тогда за книгой выстраивается очередь сверстников. Что делать родителям, когда подросток жаждет прочесть книги не по возрасту?
— Мне интересны разные человеческие опыты. Мне интересно, что чувствует наркоман, мне интересно, что при этом происходит у него в сознании. Я лучше прочитаю об этом в книжке, чем буду ставить опыты на себе, - эти слова увлеченного литературным творчеством подростка приводит писатель и педагог Ирина Лукьяненко.
Психологи давно заметили - чем благополучнее жизнь подростка, тем скорее в книгах и в кино он будет искать то, чего нет вокруг.
Вот только мамы-папы не спешат знакомить детей с темными сторонами взрослой жизни. Их воспитывали по-другому.
— На верхних полках родители прятали «Трамвай «Желание» Уильямса и «Крейцерову сонату» Толстого. Там же стоял весь Мопассан и куда-то вечно пропадал том Куприна с «Ямой», — вспоминают участники читательского сообщества ЛайвЛиб.
Сейчас вглубь шкафа книги не спрячешь. Ирина Лукьянова, которая работает со старшеклассниками, советует мамам-папам составить собственное мнение о спорных книгах.
— Хорошо бы взрослые вышли из пафоса запретительства и занимались своим взрослым делом - пытались разбираться, что хорошо, что плохо, — говорит педагог. — Надо какую-то работу проделать, а не шашкой махать.
Шашкой махать легче, чем найти время для чтения. Родителям остается воспользоваться хитростью самих школьников - читать краткие пересказы. Вот какие детали сюжета «Девушки в поезде» сообщает Википедия: главная героиня «с переменным успехом старается меньше пить», в финале борется с бывшим мужем, «во время борьбы втыкает ему в шею отвертку и проворачивает ее».
— Муть какая-то, - сказал моей дочке папа. Для подростка «муть» не аргумент. Но и родитель - не литературный критик и не всегда может обосновать свои сомнения.
Спасение родителей в читательских рецензиях на книжных сайтах.
Полгода назад наша дочь загорелась прочесть «Мой лучший враг». Роман «о трогательной дружбе подростков, о предательстве и жестокости», как говорится на сайте интернет-магазина. На самом деле героиня терпит издевательства своего друга, а в финале возвращается к своему мучителю, когда тот освобождается из тюрьмы. «Я не хочу покупать тебе книгу, герои которой так и остались на своем уровне развития и ничему не научились», - сказала я тогда дочери, начитавшись рецензий на ЛайвЛиб.
Коллективный разум читателей поможет родителю аргументировать свой отказ. Подросток выслушает и все равно раздобудет желанную книгу.
— Но читаться это будет ночью под подушкой, вместо сна. И с мамой потом не обсудится, - сожалеют на интернет-форумах родители.
Не закрепятся ли в сознании подростков модели болезненных отношений, которым полны спорные книги?
Педагог Лукьянова считает, что лучшая профилактика нежелательных последствий - разговор подростка со взрослым.
— Чем больше людей, с которыми подросток может всерьез поговорить о прочитанном, тем лучше. Когда ему не надо тайком идти в книжный магазин, прятать книжку и читать под одеялом, а можно поговорить с мамой. Когда возможен разговор со взрослым на равных, не так, что взрослый в нравоучительно-назидательной позиции, а ребенок только слушает, молчит и делает по-своему, - считает педагог.
Родителю избежать назиданий трудно. ГодЛитературы.РФ писал о том, как разговаривать с детьми о прочитанном.
По мнению британского педагога Эйдана Чамберса, разговор лучше начинать с просьбы: «Расскажи, что тебе понравилось».
Дочь на мою просьбу «по Чамберсу» откликнулась. Оказалось, в "Девушке в поезде" ей нравится, «что все запутано и ничего не понятно». Плюс неправильная героиня, которая сама не ангел, но может кого-то спасти.
Ореол «книжки для взрослых» также важен.
После этого разговора мы заказали в интернете запутанных и непонятных «Десять негритят» Агаты Кристи. А пока курьер до нас едет, я подсунула ребенку еще одну вполне взрослую книгу. Со словами: «Посмотрим, оценишь ли ты настоящий черный юмор», вручила ей рассказы Роальда Даля.
— Литературный мусор только отупляет и портит вкус, - такой совет получила в интернете некая разгневанная мама после того, как обнаружила в детской библиотеке низкопробную литературу о наркотиках и сексе. — Если уж сын или дочь интересуется «взрослыми» темами, подсуньте им хотя бы нормальные книги.
Мой трюк с «нормальным» классиком удался. Дочь проглотила книгу за день. Не все поняла, но юмор Даля оценила. И удивленно узнала от меня, что он писал не только для взрослых. Теперь у 13-летнего ребенка есть повод прогуляться в детскую библиотеку.
А я присматриваюсь к новой книге Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Пока я на краю». Издательство поставило на ней знак "16+". Авторы давно пишут для подростков на волнующие их темы. Поэтому в предисловии новой книги рекомендуют ее читателям уже с 14 лет. Книга о подростковых самоубийствах, но заканчивается неплохо, судя по отзывам. Главная героиня не ангел и тоже рвется кого-то спасать. Все же она школьница, поэтому ближе 13—15-летним детям, чем вечно пьющая женщина из поезда.
Ссылки по теме:
«У нас нет книжек, с которыми всё ясно», 18.12.2015
На «Нон/Фикшн» пришли подростки, 02.12.2016
«Подростки читают переводное фэнтези…», 28.03.2016
Сталин и Кощей Бессмертный - 05.02.2016
Мутангелы нового уровня - 04.03.2016