Текст: Ирина Борисова/РГ
Фото: mosi.ru
Как рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, прежде эта технология будет апробирована на экзаменах для девятиклассников.
«Что касается устной части по русскому языку и литературе, это хорошее предложение. Но нужно понимать, насколько технология готова. Мы планируем апробировать ее на девятых классах. И потом уже посмотреть по одиннадцатым», — сказал Сергей Кравцов.
Пока что устная часть есть только в ЕГЭ по иностранному языку. Максимум за устную часть — 20 баллов. Эта часть вопросов полностью автоматизирована и проходит с помощью компьютера, где на каждый ответ отводится определенное время. Русский язык — обязательная дисциплина, его сдают почти 700 тысяч школьников и выпускников прошлых лет. Как обеспечить всех местами в лингафонных кабинетах или найти для каждого преподавателя, который выслушает устный ответ, — пока не ясно.
КОММЕНТАРИИ
Виталий Костомаров, президент Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина:
— Самое главное, чему должна научить школа, — говорить так, чтобы тебя поняли, чтобы ты добился своей цели. И не так уж важно, какими способами мы пользуемся для этого. Важна не зубрежка правил орфографии и пунктуации, а умение пользоваться языком. К сожалению, на уроках этому не учат, мы уходим в детали, отвлекающие от дела, а дискуссии сводятся к вопросу, как правильно говорить: «последний» или «крайний». Хотя тот, кто владеет речью, мог бы уйти от этого, спросив: «А за кем я буду?» Правила, конечно, нужны, но они не могут быть содержанием обучения. Для того чтобы научить детей говорить, нужны другие учебники, программы. Надо переучить педагогов, которые сейчас иной раз и сами не в состоянии объяснить материал так, чтобы его поняли дети.
Наталья Тетерятникова, заместитель директора Второй Санкт-Петербургской гимназии:
— Надо все же понимать, где будет устная часть — в экзамене по русскому языку или по литературе. В школе это два отдельных предмета. И начинать все новшества стоит с учителей, которые несколько последних лет были нацелены только на письменные задания экзаменов. Не случайно же появилось понятие «решать тесты», которое касалось даже русского языка и литературы. В школах есть педагоги, которые учат детей устной речи, понимают значение этого. Но их немного, обычно они работают в старых школах с давними традициями. А в новых школах, где собираются разные люди, таких мало. У нас в гимназии в 10-х классах все ученики выбирают себе тему проекта и в конце года защищают ее устно на конференции, отвечают на вопросы и аргументируют свою позицию. Думаю, для наших учеников устный экзамен не будет трудным. Смогут его сдать ученики профильных гуманитарных классов, а вот остальным будет трудно. На уроках дети мало говорят, а программы перегружены.
Ссылки по теме:
Почему школьники отказываются читать Пушкина и Толстого? - разговор с Ириной Мурзак, 27.02.2016
В школу вернули обязательное сочинение, но готовы ли к нему выпускники? - размышления доцента кафедры русской литературы Института гуманитарных наук Елены Полтавец, 24.03.2016
«Окей, Гугл» - статья о "поколении гениев" Дмитрия Быкова, 14.03.2016
ЕГЭ по литературе — 2016: как получить 100?, 06.04.2016
ЕГЭ по литературе: к чему готовиться?, 09.03.2016