САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Эксперт: «Студенты больше устают от онлайн-занятий»

Справился бы Шива с удаленкой? Онлайн-формат, по мнению экспертов в цифровом образовании, забирает силы и нервы, зато повышает КПД

Международный-Пушкинский-конкурс-для-учителей-русского-языка-2020-обучение-онлайн
Международный-Пушкинский-конкурс-для-учителей-русского-языка-2020-обучение-онлайн

Текст: Елена Новоселова

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Заведующая лабораторией инновационных средств обучения русскому языку Института Пушкина Мария Лебедева объяснила, почему так происходит.  

«В аудитории преподаватель и студенты видят друг друга, получают взаимные вербальные и невербальные сигналы, - цитирует специалиста пресс-служба вуза. - Преподаватель-профессионал в своем предмете умеет общаться со студентами в «расслабленном ключе»: задать вопрос и сразу получить ответ. Перед экраном компьютера люди более сфокусированы, но не получают поддержки, которая возможна в очном формате: не происходит обмена взглядами, обмен энергией также устроен иначе».

Проводя занятие на удаленке,


педагог делает сразу несколько дел: рассказывает материал, задает упражнения, следит за вопросами в чате, помогает студентам устранять технические неполадки.


«Получается, что преподаватель - это многорукий Шива, который должен все делать одновременно, и это бывает довольно сложно», - замечает Мария Лебедева.

К тому же в аудитории, читая лекцию, можно встать и походить, чтобы размяться. А вот перед экраном это сделать не получится, во всяком случае, исчезнувший с экрана лектор вызовет посторонние вопросы.    

«Для студентов работа в онлайне - не меньшая психологическая нагрузка. Мои студенты говорили, что это стресс, они боялись, когда у них что-то не получалось включить или сделать», - рассказывает Лебедева.

Но есть и явные плюсы онлайн-занятий. Например, преподаватели в один голос утверждают, что чувствуют большую вовлеченность студентов, вырастает КПД. Впрочем, это может быть и временным эффектом.

Педагоги отмечают, что во время очных занятий наблюдается «эффект потока»: «я ничего не понял, но посмотрел за другими и сделал все правильно», или «я просто отсиделся, меня не спросили - ничего страшного».

«При онлайн-занятиях вот этой помощи сообщества значительно меньше, потому что каждый остается наедине с заданием, которое нужно выполнить. Прозрачность образования в онлайне значительно выше: отсидеться, списать не получится. Возрастает индивидуальная ответственность, индивидуальная нагрузка на каждого», - считает эксперт.