САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Барнс, кинокефалы и прочие книжные редкости

Посетители выставки «Нон/Фикшн» учились готовить плов, разбираться в морских чудовищах и английской сатире, а также увидели живой ее современный образчик — Джулиана Барнса

Текст и фото: Екатерина Зайцева

3 декабря отдел “Гастрономия” собрал несколько десятков человек на встрече со Сталиком Ханкишиевым, известным книгами «Казан, мангал»и прочими на ту же тему.

“Хочу немного похвастаться: мои книги переданы в национальную библиотеку Азербайджана - вот такое признание от страны, о кухне которой я рассказываю”, - начал Ханкишиев.

Беседа касалась новых книг “Плов” и “Казан”, в которых автор передает свой личный опыт приготовления блюд восточной кухни — от способов вытапливания курдючного жира до подбора необходимого сорта риса для разных видов плова. На вопрос о том, нужно ли иметь восточные корни, чтобы готовить вкусный плов, резонно отвечает: “Вы же не паспортом в кастрюле помешивать будете!”, разрешает готовить плов в консервной банке и рассказывает комическую историю о том, как шеф-повар испанского ресторана умолял его дать рецепт плова, который Сталик приготовил на электроплитке.

По словам Сталика Ханкишиева, “в книгах идет постепенное усложнение рецептов - от элементарных до экспериментальных”, и посоветовал тем, кто только начинает готовить, “учиться у простых людей”, тогда на кухне, как и в музыке, “будет гармония”.

В зоне семинаров состоялась встреча сразу с двумя британскими знаменитостями - сценаристом фильма “Карточный домик” Эндрю Дэвисом и писателем, автором книг “Какое надувательство!” и “Номер 11” Джонатаном Коу. В рамках дискуссии о политической сатире в английской культуре спикеры обсудили то, как отношение к современной политике отражается в литературе и кинематографе.

“Политики редко появляются в моих книгах, - сказал Джонатан Коу. - Когда я пишу художественную литературу, я не думаю о власти. Я не стал бы писать книгу и о мировых лидерах, потому что я не понимаю их образ мышления. Мне интересно другое – как их деятельность отражается на нас”.

Говоря о сатире как о способе влияния на власть, Джонатан Коу сказал, что “английский истеблишмент умело реагирует на сатиру - он смеется вместе с теми, кто его осмеивает. Тем самым действие сатиры уничтожается, и нам демонстрируется либерализм”.

Отвечая на вопрос о том, насколько реален в Великобритании циничный образ политика, воплощенный в “Карточном домике”, Эндрю Дэвис отметил, что Майкл Доббс, автор книги, по которой снят сериал, “был многообещающим политиком, которого просто вышвырнули с поста, и он написал эту книгу, будучи глубоко разочарованным”, а режиссер решил сделать героя “еще более злодейским”.

Режиссер также признался в своей нелюбви к новому сезону сериала “Шерлок”, сказав, что находит его “безэмоциональным” и “слишком умным”, рассказал о своем новом, несатирическом сценарии об истоках национального здравоохранения в Англии. “Снимать не стали, потому что для BBC эта тема скользкая, - сказал Эндрю Дэвис. - Пьеса как бы говорит, что нам нужно другое правительство, а BBC боится правительство оскорбить, так как оно – источник финансирования”.

Заметным событием четвертого дня выставки «Нон-Фикшн» стала презентация Михаила Сеславинского, представшего на сей раз раз не в ипостаси руководителя Федерального агентства по печати, а ипостаси страстного библиофила, автора издания “Русские книжные редкости XX века: 333 избранные книги”. Издание включает в себя иллюстрированную подборку книг двадцатого столетия, среди которых книги русского авангарда, уничтоженная и запрещенная литература, малотиражные библиофильские труды.

По словам Михаила Сеславинского, книга “подскажет, как квалифицированно покопаться на бабушкиных полках”, и адресована как профессионалам-библиофилам, так и широкой аудитории. При формировании списка редких книг, которые вошли в издание, автор руководствовался тем, “какое культурное и библиографическое значение имеет книга”, а также их минимальной степенью доступности для читателей. Так, в книгу не вошли самиздатовские книги русской эмиграции и “огромный пласт детской литературы”.

Среди изданий, вошедших в подборку, зрители увидели “Близнеца в тучах” Бориса Пастернака, “Тэ ли лэ” Велимира Хлебникова и Алексея Крученых, “1/4 девятаго” Юрия Анненкова. Значительную часть книжных описаний автор снабдил информацией о продажах на аукционах, проанализировав сотни каталогов - от букиниста-антиквара Марии Чапкиной до современных западных.

Михаил Сеславинский также рассказал о том, что российские редкие книги пользуются популярностью в западных университетах, которые имеют специальную расходную статью на покупку антикварной литературы, и посетовал на то, что “российские библиофилы пока не могут с ними соревноваться”.

Необычную для российского читателя книгу представило издательство “Паулсен”. Коллекционер и исследователь старинных карт Алексей Булатов рассказал об издании “Морские чудовища на картах” американского автора Чета ван Дузера, написавшего книгу в сотрудничестве с Британской библиотекой. “Ничего подобного на российском книжном рынке нет”, - утверждают представители издательства. В богатой иллюстрациями книге рассказывается о морских тварях Средних веков и эпохи Возрождения, которые появились на картах с X века. Алексей Булатов дополнил рассказ о книге лекцией о сухопутных чудовищах: антропофагах, кинокефалах и самоедах, а также о первом создателе географической карты Сибири картографе Николаасе Витсене.

Событием, собравшим большую аудиторию и завершившим четвертый день «Нон/Фикшн», стала презентация обществом “Мемориал” книги “Знак не сотрется”. На встрече присутствовали писатели Людмила Улицкая, Владимир Рыжков и член общества “Мемориал” Ирина Щербакова.

В центре книги — истории остарбайтеров, гражданских лиц, угнанных в годы немецкой оккупации на территорию Германии в качестве рабочей силы.

Ирина Щербакова рассказала, что общество решило издать книгу после получения более четырехсот тысяч писем от бывших остарбайтеров. Письма начали приходить после объявления немецкой стороной о выплате компенсаций пострадавшим от фашизма в годы Второй мировой войны. Это были воспоминания, свидетельства людей, ставших “жертвами двух диктатур”, так как после освобождения их признали предателями, работавшими на врага.

“Жизнь у этих людей была перебита, они жили с ощущением вины”, - говорит Ирина Щербакова.

Зрителям прочитали отрывки из писем остарбайтеров, которые те писали своим родным (это было разрешено до 1942 года), и продемонстрировали фотографии.

Людмила Улицкая в своем выступлении отметила важность этой темы, так как она редко обсуждается на государственном уровне: “У нас есть две истории: героическая, “фасадная”, и история, страницы которой затенены. “Мемориал” - это единственное сообщество людей, пытающихся привести эту ситуацию в человеческое состояние, проявляющих и гибкость, и твердость”.

Тема судьбы советских военнопленных будет продолжена в завершающий день выставки «Нон/Фикшн» презентацией книги Оксаны Дворниченко “Клеймо”.

А в большом зале ЦДХ тем временем прошел аншлаговый концерт: в роли рок-звезды с успехом выступил Джулиан Барнс, для которого Британский совет устроил «открытое интервью» с Юрием Сапрыкиным о «шуме времени» и том, что его производит. Интерес к событию оказался настолько велик, что организаторы «Нон/Фикшн» попросили зарегистрировавшихся сильно заранее участников «приходить в киноконцертный зал за час до начала, чтобы занять место».