Текст: Андрей Васянин
Фото: Александр Корольков/РГ
…Перед тем как представить публике свою прекрасную собеседницу, литературный критик, редактор проекта «Книги моей жизни» Клариса Пульсон призналась, что это первая встреча в рамках проекта с музыкантом. Тем более с музыкантом таким разноплановым, как Екатерина Мечетина, солисткой Московской филармонии, лауреатом премии Президента РФ, не ставящей границ между жанрами и родами музыки, не чурающейся выходить на одну сцену с поп- и рок-музыкантами — можно вспомнить, скажем, ее участие в юбилейном концерте группы «Наутилус Помпилиус» в московском Крокус-сити холле.
Читает она много: тоже разноплановые и разножанровые книги. Как всякий творческий человек, интересно судит о прочитанном, чувствует и трактует его по-своему. И мы решили дать слово самой Екатерине, послушать ее, музыканта, на сей раз не играющего, но читающего.
***
Буквы я узнала раньше нот и читать начала в два года, это был букварь — мама подтвердит, у нее есть запись тех лет. Детских книг в доме было много — у меня была старшая двоюродная сестра, — я прочла их все. Меня с помощью карточек учили скорочтению, и помню, что особенно долго мне давалось слово «виолончель». Что больше всего любила читать? Не сказки, они не увлекали, а энциклопедии — географические, биологические. И куклы были тоже не мое.
***
Одна из моих любимейших книг — «12 стульев» Ильфа и Петрова, она попалась мне лет в восемь на полке рядом с детскими книжками. В первый раз я над ней много смеялась, замечая, в силу возраста, конечно, только все смешное. Потом, перечитывая, оценила характеры людей, описание времени. Я слышала мнение, что эта книга не женское чтение, но не забывайте, что я музыкант, а тут я бы не ставила гендерных границ. Композиторы писали для всех, не разбирая, кто будет их вещи играть, женщины или мужчины.
Точно так же в разном возрасте, с каждым новым перечитыванием, я всякий раз по-новому открывала «Мастера и Маргариту» — в последний на сегодня, пятый раз увидела там социальную сатиру, скрытый документ эпохи.
***
Почему-то я все время провожу тут параллели с Шостаковичем. У того в финале оперы «Большая молния» многие слышат наигрыш «Цыпленка жареного», но на самом деле, если там чуть сменить темпы, то сразу слышится — «и все должны мы неудержимо идти в последний смертный бой».
Литература у меня постоянно «параллелится» с музыкой, в этом смысле я обожаю Набокова, он всегда думал о том, как та или иная его вещь будет звучать, ритмически и звуково. Но в принципе,
чем совершеннее твой слух, тем меньше тебе надо подпорок из других видов искусства.
***
Музыка не живет без трех составляющих. Первая, конечно, композитор, сочинитель. Второе непременное условие — наличие интерпретатора, меняющего музыкальный текст. Пробовали давать играть музыку компьютеру — получается мертвечина, сухость, не музыка. А несовершенный человек ее оживляет. И как не нужна музыка без слушателя, без того, для кого она звучит, — так и книга никому не нужна без читателя.
***
Очень люблю Веру Полозкову. У меня в записных книжках в телефоне — только ее стихи. Каждый раз, как перечитываю — реву.
*Книги моей жизни» — общероссийская акция в поддержку чтения. При поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Российского книжного союза книжные издательства, библиотеки и книжные магазины создают и популяризируют именные книжные коллекции известных людей.