Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Ильф

Глазами Ильфа и Петрова

Интервью с автором и куратором выставки «Одноэтажная Америка: основано на реальных событиях» Романом Либеровым

Текст: Сусанна Альперина/РГ
Фото: предоставлено оргкомитетом выставки «Одноэтажная Америка»

11_04810023Остался месяц до завершения выставки «Одноэтажная Америка: основано на реальных событиях», посвященной знаменитой поездке Ильи Ильфа и Евгения Петрова в США. В экспозиции, созданной Московским музеем современного искусства и Музеем Михаила Булгакова, представлены уникальные документы, письма, открытки, фотографии и артефакты.

Автор идеи и куратор выставки Рома Либеров известен как сценарист, режиссер и продюсер. И среди его документальных фильмов есть картина «ИЛЬФИПЕТРОВ», которая вышла в 2013 году. По роковому стечению обстоятельств именно в 2013 году не стало дочери Ильи Ильфа — Александры. Но Рома Либеров успел снять ее в фильме. И именно ей посвятил первую выставку, где он выступает главным идеологом и организатором. С этого мы и начали разговор.

1_40a6511cРома, отдельное спасибо за посвящение выставки памяти Александры Ильиничны.
Рома Либеров: Иначе я бы не делал выставку. Это только начало мероприятий, которые я все посвящаю Александре Ильиничне. Я ведь никогда прежде не делал выставочные проекты.

Может быть, тогда можно говорить о продолжении — ведь первым «мероприятием» был фильм?
Рома Либеров: Фильм не был посвящен ее памяти. Это была кинематографическая работа — то, чем мы занимаемся.

Тогда какие будут еще мероприятия?
Рома Либеров: Пока умолчу — это секрет. Но после ухода Александры Ильиничны я выполняю роль «хранителя» того архива, который она изучала и популяризировала.

Помните, она делала выставку в «Московских новостях»? И часть архива отца представляла на ней.
Рома Либеров: Так или иначе, архив Ильфа представлялся. Но не полностью. И это никогда не было полноценным выставочным проектом. Потому что Александра Ильинична в конечном счете не успела доделать то, что намеревалась. Она даже не успела увидеть последнюю книгу, которую сама готовила — об их семье «Дом, милый дом». Как вы помните, книга вышла буквально через несколько дней после ее смерти. А американская часть архива Ильфа вообще так полновесно никогда не была ни опубликована, ни представлена. Ни в России, ни в мире.

6_ce4ab92cВы назвали себя «хранителем» архива…
Рома Либеров: Архив принадлежит семье, а я выполняю роль человека, который  должен им заниматься. И эта выставка  — американская часть архива. Илья Арнольдович, как минимум, каждый день отправлял открытку жене Марусе или письмо, иногда радиограмму или телеграмму. И сам, в свою очередь, получал на адрес советского консульства или отдельных адресов в Чикаго, или в Голливуде, или в Сан-Франциско ответные  письма и радиограммы. Все это сохранено в прекрасном состоянии. Помимо этого, существуют артефакты. И еще Илья Арнольдович сделал более тысячи снимков в Америке, которые  после его смерти, в 50-е годы,  были его семьей отданы в РГАЛИ. Больше 150 фотографий  — и на нашей выставке. Это — оригинальные снимки. Они предназначались для публикации в «Огоньке» и  в газете «Правда», в качестве корреспондентов которой Ильф и Петров отправились в Штаты.

Помимо всего прочего, мы подготовили в Музее современного искусства  само пространство,  где  выставлен этот уникальный архив. Все преображено московской стрит-арт-группой ZUKCLUB. Представлен весь мир Америки 30-х годов прошлого века, начиная с палубы теплохода «Нормандия», который направлялся из Гавра в Нью-Йорк и заканчивая кинотеатром Голливуда. На открытии — и джазовый оркестр, и  бармены, и  «Форд» 1935 года, привезенный из частной коллекции. Примерно на такой же машине путешествовали Ильф и Петров. И те полтора месяца, что будет работать  выставка, на ней предусмотрена большая образовательная программа. Это будут и лекции об  эпохе золотого века Голливуда, и об индустриализации Америки, и о схожести и разнице советского и американского искусства 30-х годов, и о рекламе. И экскурсии — как по самой выставке, так и по Москве Ильфа и Петрова. Приедет Илья Кричевский и прочтет отдельную лекцию о том, что осталось «за кадром» самого сочинения — книги «Одноэтажная Америка». И несколько раз покажем наше кино «ИЛЬФИПЕТРОВ». Везде будут звучать 23 фрагмента из «Одноэтажной Америки». По-русски — в исполнении Ивана Урганта, а по-английски — Владимира Познера.

Все помнят телевизионный документальный цикл Урганта и Познера «Одноэтажная Америка», как раз вдохновленный путешествием Ильфа и Петрова. Вы когда задумывали выставку, изначально хотели пригласить телеведущих или идея возникла «в процессе»?
Рома Либеров: «В процессе» возникла необходимость в так называемом аудиогиде. Меня нервирует скука традиционного аудиогида. И мы естественным образом «инкрустировали» в происходящее само повествование — книгу «Одноэтажная Америка». Бессменный звукорежиссер, с которым мы сочинили все наши фильмы, работал над тем, чтобы все сделать необычно. Владимир Познер и Иван Ургант превратились в артистов. Они вживаются в  роли и Мистера Адамса, и  Беки, и в другие. Вся работа со звуком была проделана в студии — для посетителей звучат и  голоса, и джаз. Кстати, на открытие мы пригласили спеть потрясающую певицу Мириам Сехон. Она будет петь джазовые композиции их хит-парада 1935 года.

КСТАТИ
Посетить выставку можно до 22 мая по адресу: Тверской бульвар, 9 (ММОМА).

Ссылки по теме:
Оригинал статьи на сайте «РГ»
Соло для дуэта — 27.08.2015
«Мандельштаму не нужны защитники» — 18.12.2015

Просмотры: 165
22.04.2016

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ