САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

В книгах по искусству мелочей не бывает

Почему нарисовать «Черный квадрат» может не каждый

Текст: Татьяна Шипилова

Фото: Михаил Синицын/РГ

«Зачем нужны искусствоведы?» — с этого вопроса началось заседание историков искусства.

Художник создает произведение искусства, а искусствовед выступает как толкователь замысла художника. «Кто-то может воскликнуть: „Да я тоже так могу! Подумаешь, квадрат Малевича!“ - и вот тут нужны искусствоведы, чтобы объяснить, что нет, так может далеко не каждый», — поясняет Наталия Ракова, главный редактор издательства «Искусство — XXI век».

Искусствоведы на площади

А зачем нужны искусствоведы в книгоиздательском деле, в создании книг по искусству?

«Известный искусствовед Молок говорил, что в книге по искусству мелочей нет, там важно все. Поэтому дотошная работа всех в результате дает такое же произведение искусства», - отметила Ракова.

С ней согласна Анна Чудецкая, автор книги «Владимир Вейсберг. От цвета к свету», над которой она работала двадцать лет: «Искусствовед - это фонарик, некий осветительный прибор, который выхватывает те явления мирового изобразительного искусства, которые, на его взгляд, важны для сегодняшнего момента. Ведь часто так бывает, что творчество того или иного автора непонятно его современникам, а для последующих поколений именно этот творец становится символом эпохи».

Сарабьянов

Андрей Сарабьянов, директор литературно-художественного агентства и издательства RA - «Русский авангард», искусствовед, в связи с этим вспомнил детские стихи «Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, и в руке его горит Маленький фонарик», имея в виду, что некоторые искусствоведы на самом деле являются такими комариками, которые освещают своими фонариками путь в искусство.

«Искусство требует объяснения, - говорит Сарабьянов. - В советское время был такой лозунг: „Искусство принадлежит народу“. Я с этим лозунгом не совсем согласен, но по сути мы все на этот лозунг и работаем. Но важно помнить, что искусство принадлежит народу, но не служит ему. Оно не должно быть оружием идеологии, а должно быть средством поднятия культурного уровня».

Сарабьянов также рассказал про серию книг «Художники русской эмиграции». Это первое в России фундаментальное исследование феномена русской художественной эмиграции «первой волны». Среди героев: всемирно известные В.Кандинский, М.Шагал, X.Сутин, Н.Гончарова, М.Ларионов и забытые на родине Маревна, С.Шаршун, А.Альтман, Н.Тархов.