Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
chuprinin_default

«Литература — это всегда разномыслие»

Главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин прочел лекцию в Госдуме

Текст: Антон Секисов/РГ
Фото: Илья Питалев/РИА Новости

В рамках проекта «О литературе из первых уст», приуроченного к Году литературы, Чупринин рассказал о русской литературной журналистике и истории толстых литературных журналов. Главный редактор «Знамени» начал с исторического экскурса в советскую историю. Он отметил, что жизнь движется противоположностями, в то время как при советской власти господствовал постулат о нерушимости советского общества и практиковался один художественный метод (соцреализм). Придумавший соцреалистическое направление Максим Горький предложил и альтернативный метод — социалистический романтизм, понимая, что нельзя оставить одно явление, даже единственно верное, не дав противовеса, но социалистический романтизм не прижился.

Чупринин отметил, что сначала советская власть полностью уничтожила институт толстых литературных журналов — в 1918 году были закрыты сотни изданий по России, а затем стала выстраивать систему заново. Первым советским литературным журналом стала «Молодая гвардия» — журнал был открыт в 1922 году, через несколько лет появились «Октябрь», «Звезда» и «Новый мир». Журнал «Знамя», созданный в 1931 году, первоначально назывался ЛОКАФ и имел военно-патриотическую направленность. Чупринин вспоминает, что, когда пришел туда в 1989 году, «в кабинетах сидели генералы, следившие за соблюдением правильной линии».

Но, хотя государство требовало единообразия, внутри литературной журналистики шла идеологическая борьба — условных либералов из «Нового мира» с почвенниками-русофилами из «Молодой гвардии», и, само собой, изданиями с ярко выраженной коммунистической направленностью. Без этой борьбы мнений, убежден Чупринин, невозможен литературный процесс. «Литература — это всегда разномыслие. Писатель, который думает как власть — плохой писатель», — подчеркнул Чупринин.

По убеждению лектора, расцвет толстых литературных журналов пришелся на Перестройку. Символическим шагом, по мнению Чупринина, стало назначение Горбачевым на пост главного редактора «Нового мира» Сергея Залыгина. Индустрии развлечений еще не было, при этом стали публиковаться ранее запрещенные произведения, и тиражи журналов «выросли до небес», а письма читателей несли мешками. Чупринин привел в пример «Дружбу народов», тираж которого в 89-м году составил 3 млн экземпляров. Люди активно читали даже такие сложные для восприятия тексты, как «Котлован» Андрея Платонова. В то время, вспоминает Чупринин, расхожей фразой была» «Читать интереснее, чем жить».

Говоря о современном состоянии дел толстых литературных журналов, Чупринин заметил, что на фоне резкого падения интереса к чтению (по сравнению со временами Перестройки, тиражи упали в 250 раз), без культурной политики им не выжить. «Я всегда считал себя антисоветчиком, — говорит Чупринин. — Но сейчас наш тираж — 4000 экземпляров, у писателей тираж в среднем 3000, а в советское время меньше чем 30 000-ным тиражом книги не выпускались».

«Я часто рву на себе волосы по этому поводу, — поделился Чупринин. — В том числе в комитете по культуре в Госдуме, но это бесполезно. Есть движение времени, которое нам не подвластно».

Кроме того, Чупринин указал на различие в современном мире издательского и журнального подходов. «Издательское дело — это промышленность, индустрия, — говорит Чупринин. — Многие писатели стали известными, ни разу не опубликовавшись в толстых журналах — как, например, Владимир Сорокин». При этом, по мнению Чупринина, разница между издательствами и толстыми журналами примерно такая же, как между Голливудом и артхаусным кино. «Арт-хаус не делает кассы, но это и есть кино, настоящее искусство. Так и мы: денег не приносим, но защищаем литературу как искусство слова. В надежде, что это кому-то понадобится», — заключил Чупринин.

КСТАТИ
Как говорят организаторы, лекции рассчитаны прежде всего на студентов столичных ВУЗов, однако свободно посещать их могут и работники госаппарата и депутаты Думы. Цель проекта — познакомить слушателей с классической и современной литературой, ее ролью в истории и в жизни современного общества. Лекции по литературе проходят в Госдуме по средам, в два часа дня.

Видео других лекций по литературе вы можете посмотреть на нашем канале YouTube.

Ссылки по теме:
Депутатам расскажут о литературе из первых рук
Поэт Кублановский выступил в Госдуме
Думе рассказали о Толстом и Церкви — Лекция П. Басинского в Госдуме

Просмотры: 45
26.03.2015

Обсуждение закрыто.

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ