Текст и фото: Виктория Черных/ГодЛитературы.РФ
Даниловский продуктовый рынок и книги интеллектуальных издательств, входящих в "Книжный альянс" — казалось бы, странное сочетание. На деле же получилась интересная «солянка»: на фоне красно-желтых помидоров и зеленых огурцов выделяются пастельными тонами стеллажи с книгами, украшенные непривычными вывесками «овощи и фрукты». Да и атмосфера самая что ни на есть рыночная: между шумными рядами разного рода товаров разбиты лектории, собравшие большое количество слушателей, специально пришедших на лекции писателей или же «заброшенных» по счастливой - для себя - случайности. Также посетители могли совершить познавательную прогулку по Мытной улице, полюбоваться памятниками авангарда на Шаболовке. Первый день завершился концертом (музыки тоже весьма для рынка непривычной), а юные посетители самостоятельно провели эксперимент по разложению пероксида водорода на водород и кислород в «походной» мини-лаборатории Политехнического музея.
«Книжный рынок» проходил параллельно ММКВЯ. В поддержку или в пику ему?
- Публика совершенно другая, нежели чем на ММКВЯ, которая все-таки обособлена, - делится впечатлениями представитель петербургского издательства «Лимбус-Пресс» Дмитрий Александров. - Туда идут целенаправленно, возможно, купить что-то определенное. Сюда же приходят с большими сумками именно на рынок, а тут - бац - и книги продаются. Поэтому мы и предлагаем наиболее популярную литературу, например, сказки братьев Гримм, то, что наверняка известно широкому кругу читателей. Но и диковинки, конечно, тоже присутствуют, и все по минимальным ценам. Думали, продадим пять-десять книжек, а спрос куда выше!
Один из организаторов фестиваля, издатель и книготорговец Борис Куприянов рассказал о своем видении книжных мероприятий, важности выбранного посыла и региональных ярмарках России.
Почему «Книжный рынок» проходит в дни ММКВЯ? Как читателям выбрать, куда пойти? Или пойти на все сразу?
Борис Куприянов: Мы никоим образом не соревнуемся за посетителей, наоборот — мы поддерживаем ММКВЯ. Да и вообще, мы не первый год в эти числа проводим свои мероприятия, в прошлый раз это была площадка Политеха. Безусловно, есть и другой момент. Некоторые издатели, к примеру «Новое литературное обозрение», не участвуют в ярмарке на ВДНХ, зато представлены у нас. На взгляд организаторов, ярмарка должна поставлять не отрасль, не цех, а книги. Поэтому мы организовали такой фестиваль, выдвигая на первый план тему отношений, отношений между человеком и городом. Я уверен, что в покупке на рынке гораздо больше чего-то человеческого, чем в покупке в современном супермаркете.
Чем, на ваш взгляд, вызван возросший интерес к подобным книжным событиям? Сыграл ли роль объявленный "Год литературы в России"?
Борис Куприянов:Уверен, что интерес был всегда, к тому же большинство фестивалей в столице являются ежегодными. Другое дело регионы. В России в этом году можно отметить Пермскую ярмарку, фантастическую по своему качеству и интересности, ярмарку в Казани с республиканской поддержкой, открытие литературного парка и библиотеки в Нижнекамске, опять-таки в Татарстане, ярмарку «Горизонталь», прошедшую в Москве месяц назад без копейки государственных средств, и, конечно, книжный фестиваль на Красной площади. Если говорить о последнем, то для старта все прошло на великолепном уровне, но в следующем году этого будет мало.
Потребуется четко выраженный посыл, который организаторы захотят донести до того, на кого будет рассчитан фестиваль. Например, ярмарка во Франкфурте для бизнеса, лондонская ярмарка — для англоязычного мира, нью-йоркская — для покупателей. Всегда необходимо понимать, для кого проводится мероприятие, что стоит в приоритете. Опираясь на это, нужно и программу составлять соответствующую, и оформление самого пространства продумывать. Вот, к слову, в одном волжском городе прошла ярмарка в ледовом дворце, где в тридцатиградусную жару все стояли на льду. Это было не для людей, а для «галочки». Обобщая, могу сказать, что регионам, да и нам тоже, важно не просто делать отчет по «Году литературы» или пропаганде чтения и культуры, а делать все с умом и душой.
Про «Книжный рынок» точно можно сказать, что он прошумел «с душой». Между книжными рядами прошло около двух тысяч человек всех возрастов и интересов. Пока неизвестно, станет ли такой формат ярмарки ежегодным, но мы надеемся, что такой опыт полюбится и горожанам, и издательствам.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Гаврилов, директор "Института книги":
Проект "Книжный рынок" стал - отчасти не по своей воле - самым содержательным событием Дня города в Москве и ворвался в пятерку наиболее значительных событий Года литературы в России. Польза для городской среды и для самого Даниловского рынка очевидна - усложнение общественных структур всегда продуктивно. Но мне показалось, что едва ли не главным результатом проекта стала психологическая реабилитация интеллигента как социального типа. Встречи на рынке, где торговцы меняли еду на книги по бартеру (к общей выгоде), где на лекции Ильи Колмановского толпились местные мясники, где лекции Веры Мильчиной равно завороженно внимали снобирующие студенты РГГУ и не вполне грамотные торговцы орехами - эти встречи были действенным противоядием против нагнетаемой госпропагандой искусственной розни между социальными группами. Мы один народ, говорим на одном языке, нам есть что делить, но нас многое роднит. Эта простая мысль была на "Книжном рынке" явлена с небывалой очевидностью.