САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Сериалы и романы: замена или подмена?

На главной сцене ММКВЯ в рамках программы «Книгабайт» прошел круглый стол «Современные сериалы — романистика XXI века: замена или подмена». Мнения экспертов разделились

Текст: Татьяна Шипилова

Фото: фейсбучный аккаунт ММКВЯ

Алексей Слаповский - сценарист, драматург и прозаик, считает, что сериалы – это полуфабрикаты, которые разжевываются для массового потребителя. Поэтому каким бы хорошим сериал ни был, он никогда не вытеснят прозу в прямом смысле этого слова. По его мнению, вопрос стоит скорее в количестве. То есть у сериала, конечно, аудитория в разы больше. Даже не разы, а на порядки: 5 миллионов зрителей против книги тиражом 5 тысяч. Эти люди соприкасаются малым количеством, но по большей части это совершенно разная аудитория.

Это не фатально, ведь таким образом у книг останется истинный читатель.

"Пусть из ста любителей сериалов двое будут любить книги, а моя задача написать книгу так, чтобы читатель остался со мной", - говорит писатель.

Александр Шпагин, киновед, режиссер и продюсер, как истинный рыцарь кинематографа, искренне считает, что сериал уже вытесняет книгу. Даже ему интересней смотреть фильм по классике, потому что классическая литература существует в другом ритме, не соответствующем современному темпу жизни. Что уж говорить о новом поколении, которое с детства визуализировано и ждет зрелищности.

Фекла Толстая же заметила, что современные российские сериалы еще не достигли такого уровня, чтобы быть способными вытеснить книгу. И напомнила известную истину: читая книгу, мы сами рисуем себе персонажей и события, а не это ли лучшее кино?

Александр Шпагин согласился, что в кинематографе Америка впереди планеты всей и на нее нужно равняться: "Русские долго запрягают, но быстро едут, правда, чаще куда-то не туда. Но сериальная традиция началась в 70-х, продолжилась в нулевых и, будем надеяться, продолжится в настоящем".

Спорить на эту тему можно бесконечно - и особую остроту (точнее, пикантность) этому спору придавало то, что разворачивался он на книжной выставке – посреди огромного количества книжников всех поколений.