Текст: Андрей Васянин
Фото: инстаграм победительницы баттла Ксюши #Наполусогнутых
От Пушкина
до «Известий»
шагов двести.
Как раз
ему б
компания была,
но Пушкину
почти
не видать «Известий»,
мешают
писателю
чертовы купола.
А теперь попробуйте прочесть эти строки Маяковского под электронный бит — стопроцентный рэп получается, смысловой, крепкий, с идеальным люфтом в длине строк. Пушкинская строфа в новом ритме чувствует себя менее удобно — но зато на ее основе можно сымпровизировать, что-то переставив местами и добавив новые, современные слова и смыслы.
Этим и занимались вчера на Пушкинской площади Ксюша #Наполусогнутых, Kingsize, Серж Ант, Банкир, Садков, Майя, Yasya и Василий Теркин. Это разумеется, сценические псевдонимы ребят из фристайл-мастерской под руководством Льва Киселева, сошедшихся под самый занавес фестиваля на сцене перед Театром мюзикла. То был рэп-фристайл, вдохновлённый стихами Пушкина и Маяковского — на фоне здания «Известий», c которыми сотрудничал в 20-х Маяковский, и памятника Пушкину.
Школа Льва Re-pac Киселева существует с 2009 года, в нее записываются студенты и школьники, которых мастер, один из первых российских фристайлеров, учит рифмам, составным и ассонансным, учит навыкам чтения (в специфическом смысле этого слова), тренирует реакцию. Фристайл, то есть свободный стиль в рэпе, — это импровизация, сочинение речитатива на ходу на заранее заявленные темы, даже фразы. Вот, например, на такую: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».
Читаем!
Можно быть в теле и думать о деле
Это - шестью чувствами и нервами на пределе
И при этом неважно, из какого ты, дельный, класса,
Какие у тебя ногти и все обстоятельства
На сцене перед Театром - юный Василий Теркин (это, понятно, тоже псевдоним), он работает по заданным строкам из «Онегина», напротив него качается, ловя ритм, Ксюша #Наполусогнутых. Баттл, битва, в фристайл-рэпе — это соревнование в быстроте реакции, в соответствии теме, в рифмах, в умении мгновенно вернуть противнику его строку и завершить свою речёвку "панчлайном" - убийственной остротой. Приходит черед Ксюши, она отвечает Теркину по своей строке, уже из раннего Маяковского:
Все что он говорит о счастье это просто бред
Он не смог бы сыграть о любви на водосточной трубе
Он сыграл сейчас ноктюрн о том, что все жесть и все плохо
Несмотря на то, что он Пушкин — он чувствует себя лохом.
Фристайлеры на площади противостояли друг другу по парам, у одного участника была "для затравки" строфа Маяковского, у другого — Пушкина, и ребята сходились в однораундовых баттлах, атакуя друг друга импровизациями на «свои» строки. Жюри из московских поэтов Андрея Родионова, Сергея Васильева и екатеринбургского рэпера Наума Блика называло победителя, и он двигался дальше по поэтическо-турнирной сетке.
Финал баттла прошел в женском разряде: на сцене остались юные Yasia и все та же Ксюша #Наполусогнутых. Первая отрабатывала «Я помню чудное мгновенье», вторая яростно доказывала в микрофон, что «если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно».
Рифмы были очень приблизительны, размеры вольны в пределах ритма, но ведь перед нами не поэты и даже не профессиональные рэперы с миллионными гонорарами, а московские школьники и студенты, через новые биты осваивающие классику — да еще и на ходу, в импровизации, имея секунды на подгонку слов под смыслы.
Мало кто знает, что Пушкин в свое время слышал нечто подобное.
Импровизатор из "Египетских ночей" имеет реального прототипа, гастролировавшего в Петербурге. Пушкин слышал его выступления и они произвели на него сильное впечатление:
Как! Чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже стала вашею собственностию, как будто вы с нею носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно. Итак, для вас не существует ни труда, ни охлаждения, ни этого беспокойства, которое предшествует вдохновению?.. Удивительно, удивительно!..
Так что, вероятно, Александр Сергеевич, стоявший в тот вечер неподалеку, оценил бы усилия Ксении Семёновой (Ксюши #Наполусогнутых), победившей в баттле с такими строками:
Увидеть на небе звезду кому-то было нужно
Значит, это необходимо было, чтоб душу мою обнаружить
Соберем жемчужины, ребята, мне помогите,
Раздадим их друг другу, пожалуйста, не уроните!
И это был достойный финал книжного фестиваля.