САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Стирая границы

В Крыму завершилась смена «Писатели, поэты и критики» Молодежного образовательного форума «Таврида»

Текст: Людмила Прохорова/ГодЛитературы.РФ

Фото: пресс-служба форума

С 18 по 24 июля в рамках Всероссийского молодежного форума «Таврида» на Бакальской косе (Крым) проходила литературная смена, где около 500 молодых писателей, поэтов и журналистов со всей России получили возможность не только встретиться с единомышленниками в атмосфере приморского курорта, но и пообщаться с экспертами, в число которых вошли Игорь Волгин, Владимир Толстой, Павел Басинский, Алексей Варламов, Сергей Шаргунов, Захар Прилепин, Евгений Рейн, Юрий Вяземский и другие.

Интересно соотношение участников смены: больше всего собралось журналистов, пишущих о культуре, на втором месте — поэтов и уже на третьем — начинающих прозаиков. Молодых литературных критиков практически не нашлось. Впрочем, на форуме не раз звучали слова об упадке в этой области.

Много говорили не только о стагнации в критике, но и о трудностях писательского пути. Лейтмотивом первых дней форума стало не просто слово «страдание», но и подтверждение его необходимости для литератора. Так, например, Игорь Волгин в своем выступлении «Судьба писателя как текст» высказал мысль о том, что сама биография писателя буквально строится по канонам художественного произведения и просто не предполагает перманентного состояния равновесия и счастья.  «Писательство — сложная профессия», — повторяли эксперты. Однако решимости идти по избранному пути ни у кого из участников, кажется, не поубавилось.

Образовательная программа писательской смены была составлена при поддержке Литературного института имени А. М. Горького и телеканала «Культура», и именно это соотношение и смешение вопросов культуры, образования и литературы оказалось весьма любопытным. Юрий Вяземский, цитируя Данте, напомнил, что назначение искусства в том и заключается, чтобы вести человека через ад и чистилище в рай. А разве не в этом, еще с древнегреческих времен, заключается и главный смысл любого художественного произведения — заставить в итоге пережить катарсис? Но чтобы создать такое произведение, надо самому обладать не просто «опытом страдания», но и иметь достаточный кругозор и представление об окружающем мире. Главный редактор телеканала «Культура» Сергей Шумаков заметил, что хорошее образование нужно именно для того, чтобы научиться видеть невидимое, почувствовать культурную связь времен. О «культурном кругозоре» говорил и Захар Прилепин. Писатель отметил, что представители разных творческих профессий не должны замыкаться лишь в своем сообществе, а должны обмениваться культурным опытом, взаимодополняя друг друга.

В процессе диалогов с экспертами (а именно этот формат наиболее активно использовался на форуме) были подняты и более «насущные» вопросы. Участники вместе с Владимиром Толстым обсудили потерю интереса к очерковой журналистике и замене ее на новостную. «Душу где-то потеряли», — так охарактеризовал происходящее советник президента по культуре (сам в прошлом журналист). Была поднята проблема «низкой» и «высокой» литературы, настоящего творчества и графомании. Поговорили и о важной роли библиотек, о вреде пиратства и об отсутствии у молодых писателей интереса к чужим произведениям.

Украшением форума стал «Морской Филатов-фест», в рамках которого около ста молодых поэтов представили свои стихотворения перед участники и жюри, в состав которого вошли члены «Театра поэтов Влада Маленко» — сам "отец-основатель" театра, актер Театра на Таганке Владислав Маленко, а также Виталий Веникеев, Иван Купреянов и Алексей Шмелев. Помимо стихов на русском, прозвучало также произведение на якутском языке, автор которого решил перевести лишь название — «Воспоминания степного генерала». На форум приехали и финалисты первого «Филатов-феста», один из которых, Александр Скуба, поэт из Москвы с диагнозом ДЦП, блистательно представил свое стихотворение, своим примером показывая, что у поэзии (как, впрочем, и у прозы) нет границ, барьеров и ограничений.

Кстати, члены «Театра поэтов» выступили также и экспертами организованного на форуме "конвейера проектов", в результате которого 22 участника стали обладателями грантов в размере 100, 150 и 250 тысяч рублей на реализацию литературных проектов. В первой тройке победителей — Александр Антипов из Москвы с проектом документального фильма «Современная поэзия. Будущие великие», в котором планируется рассказать о современных реалиях и течениях русской поэзии и прозы и будущих классиках русской литературы; Андрей Крупин из Санкт-Петербурга, который собирается совершить поездку в Донецкую Народную Республику и написать документальную пьесу о людях, в чей дом пришла война; а также Екатерина Яшникова из Москвы, которая работает над проектом «Стихи — детям», в рамках которого будут организованы открытые уроки литературы и поэтические выступления молодых поэтов в детских домах и больницах.

"В русской литературе всегда задавались великие вопросы, а не давались ответы", - так можно суммировать высказанные экспертами мнения. Хотелось бы, чтобы прошедший форум дал его молодым участникам не только новые знакомства и опыт погружения в литературную среду, но и толчок к формулировке новых великих вопросов в литературе и поиску образа героя нашего времени. Или героини, так как литературная смена, на которой собралось в пять раз меньше представителей мужского пола, нежели женского, показала, что в творческой среде все более активное положение начинают занимать женщины.

Ссылки по теме:

Эти песни запевает молодежь… — «Российская газета», 26.07.2015

Молодежный буккроссинг — ГодЛитературы.РФ, 23.06.2015